Зуб лабораторной мыши позволит по-новому взглянуть на процесс регенерации тканей — Naked Science

Как известно, передние зубы мышей, как и всех грызунов, растут всю жизнь, помогая своим хозяевам грызть, рыть и защищаться от врагов. А вот как у них это получается?

o-rat-facebook

Ученые надеются когда-то научиться управлять стволовыми клетками, чтобы с их помощью лечить ожоги, раны и прочие дефекты человеческого тела. Реализация этой мечты год от года становится все ближе, но исследователей по-прежнему озадачивает нерешенные вопросы. Один из центральных – как стволовые клетки «узнают», что им пора делиться и специализироваться, превращаясь в обычные клетки человеческих органов. Ответить на этот вопрос ученым поможет замечательный орган — резец лабораторной мышки.

По мере износа и уменьшения зуба пул стволовых клеток у основания резца наращивает его сзади. Синхронно с этим зуб выдвигается вперед. Процесс сильно смахивает на выдвижение грифеля из механического карандаша, с той разницей, что карандашный грифель когда-то закончится. Здесь же зуб по мере выдвижения нарастает и именно этой частью процесса занимались ученые.

«Когда мы становимся старше, наши зубы изнашиваются, а в природе, когда у вас больше нет зубов, вы умираете. Поэтому мыши и многие другие животные, от слонов до некоторых приматов, могут непрерывно наращивать зубы», – говорит профессор Офир Клейн (Ophir Klein) из Калифорнийского университета в Сан-Франциско.

В новой статье, опубликованной онлайн в журнале Cell Stem Cell, авторы описывают сигналы, поступающие от окружающих тканей и запускающие процесс размножения стволовых клеток и их трансформации в зрелую ткань зуба.

«Мы обычно думаем, что стволовые клетки реагируют на химические сигналы, чтобы начать размножаться и дифференцироваться, но здесь налицо захватывающее взаимодействие между физической средой и клетками, которое побуждает их участвовать в формировании тканей растущего зуба», – говорит Джимми Ху (Jimmy Hu), один из авторов статьи.

Клетки, находящиеся на разных стадиях превращения из стволовых в обычные клетки зубной ткани, можно опознать по разным цветам флюоресценции. Фото Ophir Klein Lab

Ху и его коллеги обнаружили, что процессы роста и дифференциации, кратко именуемые пролиферацией, непосредственно запускают интегрины – протеины, дислоцированные в клеточных мембранах и связывающие клетки с окружающей тканью.

«Наши данные ясно показывают, что по мере того, как стволовые клетки перемещаются в область пролиферации, они наращивают производство интегрина, который позволяет им взаимодействовать с внеклеточными молекулами», – говорит Ху.

Пока неясно, какие именно факторы заставляют клетки вести себя подобным образом, но авторы предполагают, что они могут каким-то образом обнаруживать перемещение в область, где идет наращивание задней части зуба. Этот сигнал может быть основан на изменениях жесткости тканей или физических сил, тянущих и толкающих клетки.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.