Вулканическое плато на Марсе могло служить пристанищем для жизни — Naked Science
11.02.2016

Вулканическое плато на Марсе могло служить пристанищем для жизни

Американские геологи предполагают, что крупнейшая система каньонов на Марсе, которая появилась за счет влияния вулканических сил на подземные воды, долгое время оставалась подходящей для жизни.

Tharsis_-_Valles_Marineris_MOLA_shaded_colorized_zoom_32

Сегодня никакой жизни на Марсе, видимо, нет, но, возможно, она была в прошлом. Пару миллиардов лет назад, когда Красная планета еще была достаточно влажной и теплой, в ее водоемах вполне могли обитать микроорганизмы. И хотя сегодня все изменилось, найти их следы было бы почти так же интересно, как и живые образцы. Поэтому, планируя новые миссии на Марс, ученые стараются выбирать для высадки те участки, которые наиболее перспективны и с этой точки зрения тоже. Теперь у них появился новый – и очень многообещающий – кандидат.

Лабиринт Ночи (Noctis Labyrinthus) – крупнейшая из разветвленных каньонных систем Марса – расположен чуть южнее экватора. Одним концом лабиринт переходит в гигантский каньон Долины Маринер, другим упирается в вулканическое плато Тарсис, которое, по некоторым сведениям, может быть активно до сих пор. Американские ученые, изучившие геологию Лабиринта Ночи, пришли к выводу, что он имеет весьма древнее происхождение и мог сформироваться более 3,5 млрд лет назад, когда разогретые вулканами подземные воды буквально вскипели и разорвали поверхность.

С тех пор облик этих каньонов сильно изменился. Они не раз были покрыты и лавой, и водяными озерами, но именно это и требуется. «Достаточная температура, наличие воды и минеральных веществ – то, что требуется для обитаемых областей, – с большей вероятностью могли встречаться на Марсе именно в таких регионах», – поясняют авторы работы, отмечая, что такую картину прошлого Лабиринта Ночи подтверждают сохранившиеся до сих пор солевые осадочные породы.

В самом деле, сочетание воды, минералов и вулканической активности очень напоминает гидротермальные источники Земли, которые сегодня стали довольно маргинальными экологическими нишами, но некогда могли служить настоящими «колыбелями жизни». Возможно, не только на Земле, но и на Марсе.