Вселенная может быть голограммой — Naked Science
29.04.2015
Редакция Naked Science

Вселенная может быть голограммой

Вселенная может оказаться голограммой.

pic_d8eb4524d455ab4e412d4d163b0aa13e

В соответствии с голографическим принципом, для математического описания Вселенной вполне хватает информации, содержащейся на ее внешней границе. В 1993 году нидерландский физик Герард’т Хоофт предложил этот принцип, а применительно к теории струн он воплощается в идее так называемого AdS/CFT-соответствия.

AdS/CFT-соответствие означает, что квантовая теория поля в пространстве-времени анти-де Ситтера эквивалентна конформной теории поля. То есть это означает, что, если нам известны свойства одной теории, мы можем получать информацию о другой. А еще связать квантовую теорию с гравитацией – в рамках одной из основополагающих концепций теории струн.

Между тем пространство анти-де Ситтера имеет отрицательную кривизну, в то время как кривизна Вселенной близка к нулю. Впрочем, как показывают расчеты исследователей, аналог указанного соответствия может иметь место и для плоской Вселенной.

Если квантовая гравитация в плоском пространстве допускает голографическое описание в рамках стандартной квантовой теории, то должна существовать физика, рассчитываемая в обеих теориях, а результаты таких расчетов должны согласоваться.

– Даниэль Грюммилер, один из авторов исследования

По его словам, данное соответствие можно проверить на примере квантовой запутанности, проявляющейся в том случае, когда свойства объектов, которые первоначально связаны между собой, оказываются скоррелированными даже если между ними существует расстояние. Дело в том, что изменение свойств одного объекта в системе, в случае отдаления от других, оказывает влияние на свойства остальных.

Количественной мерой, описывающей запутанность, является энтропия. И в этом случае, как показывают расчеты авторов, она принимает одинаковые значения в плоской квантовой гравитации и в двумерной квантовой теории поля.

Это подтверждает наши предположения о том, что голографический принцип может быть реализован в плоских пространствах, что является свидетельством того, что соответствие может иметь место и в нашей Вселенной.

– Даниэль Грюммилер, один из авторов исследования