Веретенообразная извилина продолжила расти с возрастом — Naked Science

Веретенообразная извилина продолжила расти с возрастом

Международная группа ученых показала, что веретенообразная извилина — область мозга, отвечающая за распознавание лиц, — продолжает расти с возрастом. Результаты работы опубликованы в журнале Science.

3a058436903779

Несмотря на то, что нейронный коррелят распознавания лиц у человека хорошо известен, механизм его эволюции остается неясным. Так, с функцией связана веретенообразная, или затылочно-височная, извилина мозга, а качество распознавания в норме выше у взрослых и ниже у детей. При этом с возрастом число межнейронных взаимодействий по общему правилу обычно снижается.

Чтобы выяснить, как меняется анатомическая основа функции, ученые из Стэнфордского университета и других учреждений провели эксперимент с 22 детьми (5–12 лет) и 25 взрослыми (22–28 лет). Путем функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) они выделили области мозга, которые отвечают за распознавание лиц и мест, и сравнили их структуру в разном возрасте.

Результаты показали, что веретенообразная извилина (ее задняя и средняя части) у взрослых в среднем больше, чем у детей, тогда как участок, отвечающий за распознавание места (коллатеральная борозда), сопоставим у обеих групп. Это позволило ученым предположить, что в основе развития веретенообразной извилины лежат изменения миелинизации — рост миелиновых оболочек аксонов.

Для проверки гипотезы авторы построили компьютерную модель. Согласно ей, для увеличения межнейронных взаимодействий в веретенообразной извилине роста миелиновых оболочек было бы недостаточно. Вероятно, развитие этой области мозга связано также с ростом непосредственно тела нейронов (сомы) и дендритов. Иными словами, с возрастом растут все элементы веретенообразной извилины.

Данные подтвердила и аутопсия. Веретенообразная извилина видоспецифична для человека, и ее изучение требует сбора соответствующих образцов. Поэтому авторы также сравнили показатели 20 живых испытуемых и десяти взрослых посмертно. Анализ показал, что веретенообразная извилина взрослых примерно на 12,6 процента больше, чем у детей, а коллатеральная борозда у них идентична.