В областях рождения новых звезд астрономы–любители заметили странные «желтые шары» — Naked Science

Многие данные, которые собирают крупнейшие телескопы и обсерватории мира, быстро появляются в открытом доступе. И воспользоваться ими могут не только профессиональные астрономы, но и любители космоса. Специалисты даже призывают их участвовать в этом «разборе завалов», пользуясь специально разработанными программами для распределенного анализа больших массивов информации и поиска новых необычных объектов.

PIA18909_fig1

Одним из таких проектов является Milky Way Project, использующий данные, собранные орбитальным инфракрасным телескопом Spitzer. Уже не первый год добровольцы сканируют тысячи сделанных им снимков тех областей нашей галактики, где идет особенно интенсивное звездообразование.

Некоторое время назад они уже обратили внимание астрономов на непонятные зеленые сферы с красными точками в центре — вскоре было показано, что они могут возникать при зажигании новой массивной звезды, разбрасывающей остатки газа и пыли. Неудивительно, что новая находка любителей из Milky Way Project быстро заинтересовала ученых.

Стоит сказать, что «зеленые», «красные» и «желтые» здесь — лишь условные названия. Spitzer работает в ИК–диапазоне, лежащем за пределами нашего восприятия, в том числе и цветового. Оттенки объектов на снимках телескопа добавляются искусственно и соответствуют разным длинам волн инфракрасного излучения. Итак, астрономы обратили внимание «желтые шары».

Проведенное исследование показало, что они — прямые предшественники «зеленых с точкой»: такие желтые газопылевые сферы появляются на еще более ранних этапах рождения массивных звезд. Зеленые сферы, по мнению ученых, содержат большие количества полициклических ароматических углеводородов, находящихся в облаке газа и пыли, раздуваемом молодой звездой. Яркие точки в их центрах — это раскаленное вещество, еще не успевшее удалиться достаточно от юного светила.

С этой точки зрения желтые «пузыри» — нечто вроде переходного звена между газопылевым облаком, «зародышем» будущей звезды — и ее первой видимой вспышкой. Когда, засияв, звезда еще не «раздула» окружающее вещество, она может выглядеть таким желтым шаром. Кстати, всего к настоящему моменту в нашей галактике обнаружено почти 1000 этих интересных объектов.