18.05.2018
Редакция Naked Science
2 026

В мозге умных людей оказалось меньше связей между нейронами

Биологи провели два эксперимента с разными выборками, чтобы подтвердить результат.

Научная работа, объединившая специалистов из Университета Нью-Мексико и Берлинского университета имени Гумбольдта, выявила необычную закономерность: люди с большим показателем IQ имеют меньше связей в коре головного мозга.

Нейрофизиологи проанализировали мозги добровольцев из двух групп. В первой состояли 259 человек в возрасте от 18 до 40 лет, во второй — 498, их возраст варьировался от 22 до 36 лет. Анализ морфологии нейронов проводился при помощи диффузионной магнитно-резонансной томографии (МРТ). Этот неинвазивный метод позволил ученым измерить количество дендритов в коре головного мозга. Все участники также прошли IQ-тест. Ученые сопоставили результаты двух измерений и пришли к выводу, что люди, имеющие более высокий показатель IQ, обладают меньшим количеством связей между нейронами в коре.

Дендритная плотность в сером веществе / Nature

Доктор Эрхен Джанс (Erhan Genç), участвовавший в работе, так прокомментировал открытие:

«Предыдущие исследования предполагали, что большие мозги содержат больше нейронов и связей, следовательно, обладают большей вычислительной мощностью. Мы продемонстрировали, что мозги интеллектуалов обладают хоть и скудными, но крайне эффективными нейронными связями. Значит, они показывают высокую умственную производительность при низкой активности нейронов».

В начале мая специалисты из Рокфеллеровского университета изобрели прибор, способный отображать работу нейронов даже во время движения мышей.