В Млечном Пути нашли 13 звезд из другой галактики — Naked Science

В Млечном Пути нашли 13 звезд из другой галактики

Самые быстрые звезды Галактики не могли вспыхнуть в ее пределах и, скорее всего, «прилетели» из Большого Магелланова облака.

fig1-13

Большая часть звезд Млечного Пути движется по орбите в плоскости галактического диска вокруг ядра Галактики. Скорость их движения относительно ядра составляет порядка 100 км/с (у Солнца — 217 км/с). Но некоторые звезды движутся быстрее других. Скорость их так велика, что они преодолевают притяжение Галактики и когда-нибудь выйдут за ее пределы.

О существовании сверхскоростных звезд стало известно в конце 80-х; к 2008 году было известно о 10 звездах, движущихся со скоростью выше второй космической для Млечного Пути. Моделирование с учетом направления и скорости движения таких сверхбыстрых звезд еще в прошлом году показало возможность их внегалактического происхождения. Подтвердить эту гипотезу должны были наблюдения космического телескопа Gaia Европейского космического агентства.

Второй блок данных Gaia с информацией о скорости движения более семи миллионов звезд опубликовали в апреле 2018 года  Группа астрономов из Лейденской обсерватории изучила данные и выделила группу звезд, которые с вероятностью 50% и больше гравитационно не связаны с Галактикой. Таких светил оказалось всего 125, из которых только у 20 вероятность отсутствия гравитационной связи с Млечным Путем превысила 80%. Ни одна из этих 20 звезд не движется по орбите, форма которой указывала бы на происхождение из галактического центра, делают вывод авторы работы, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Из шести миллионов звезд, скорость которых измерил телескоп Gaia, 20 оказались сверхбыстрыми, из них семь (показаны красным) движутся со скоростью, достаточной для преодоления гравитации Млечного Пути. Другие 13 (показаны оранжевым) движутся не из центра Млечного Пути, а по направлению к нему, и, вероятно, «прилетели» из соседней галактики Большое Магелланово облако.

Из 20 звезд семь, вероятно, начали движение где-то в диске Галактики, а остальные 13 (включая две самые быстрые, летящие со скоростью около 700 км/с), возможно, «прилетели» из карликовой галактики — спутника Млечного Пути, Большого Магелланова облака. Авторы работы указывают на то, что упомянутые 13 звезд могут составлять только малую часть популяции звезд Млечного Пути, прилетевших из других галактик.

Наиболее вероятным сценарием появления сверхбыстрых звезд, способных преодолеть расстояние между соседними галактиками, считается сближение двойных звездных систем со сверхмассивными черными дырами. При некотором сочетании факторов один компонент звездной системы выходит на орбиту черной дыры, а второму придается огромное ускорение; возможно также, что звезды развивают огромную скорость при сближении со сверхновыми (или если один из компонентов двойной звезды взрывается сверхновой).

Математические модели показывают, что 20 сверхскоростных звезд Млечного Пути, обнаруженные телескопом Gaia, могут быть только малой частью популяции сверхскоростных звезд Галактики, численность которой может достигать 10 тысяч звезд.

В ФСБ рассекретили данные об экспериментах нацистской Германии в оккупированном Крыму в годы войны. Вынужденное участие в них принимали как военнопленные, так и мирные жители.