08.12.2017
Редакция Naked Science
2 370

В Эстонии обнаружили самый древний в мире глаз животного

Найденный на севере Эстонии глаз трилобита возрастом около 530 миллионов лет по структуре почти не отличается от глаз современных пчел и стрекоз.

530millionye
©Wikipedia / Автор: Сергей Данилов

Европейские ученые заявили, что глаз окаменевшего трилобита, найденного на севере Эстонии, может оказаться древнейшим из известных сегодня. Возраст находки составляет около 530 миллионов лет. На окаменелости хорошо различима структура сложного фасеточного глаза, сегодня такими глазами обладают насекомые и ракообразные.

Трилобиты — вымершие морские членистоногие, широко распространенные в эпоху палеозоя. Наиболее ранние останки находят в слоях, относящихся к периоду нижнего кембрия. Тело трилобита окружал твердый экзоскелет. Эти твердые панцири легко сохраняются в виде окаменелостей, поэтому сегодня известно более 10 000 видов трилобитов.

Окаменевшие останки обладателя древнейшего глаза нашли неподалеку от поселка Савиранна на берегу Финского залива. Трилобит принадлежал к виду Schmidtiellus reetae. Этот вид относится к отряду Redlichiida, одному из самых примитивных отрядов трилобитов. У окаменелости сохранились около сотни омматидиев — структурных единиц, из которых состоит фасеточный глаз. У современных насекомых омматидии плотно «упакованы» в глазу, у Schmidtiellus reetae они расположены более свободно.

По словам ученых, глаз древнего животного устроен несколько проще, чем у современных пчел и стрекоз, и зрение трилобита было не таким острым. Но по структуре глаз Schmidtiellus reetae очень схож с фасеточными глазами современных животных. Омматидий трилобита, как и у них, содержит наружную линзу-хрусталик и прилегающий к ней вытянутый конус. Под наружной линзой находятся зрительные клетки, объединенные вокруг рабдома — зрительной трубочки, состоящей из микроскопических ворсинок. Исследователи отметили, что линзы глаза трилобита практически плоские, а не изогнутые, как у современных животных, поэтому свет они преломляли гораздо хуже. Хотя зрение трилобита было слабым, ученые считают, что оно все же позволяло ему избегать препятствий и уходить от хищников.

Ранее ученые описали древнейший в мире гриб, он получил название Gondwanagaricites magnificus.