Устройство цивилизации майя оказалось сложнее, чем считалось ранее — Naked Science
28.09.2018

Устройство цивилизации майя оказалось сложнее, чем считалось ранее

Обработка данных, полученных с помощью лидара, указала на сложную структуру поселений.

Авторы проекта El Tintal Archaeological Project опубликовали в журнале Science статью, в которой рассказали об исследовании одного из крупнейших городищ майя — Тикаля.

Исследователи просканировали не только столицу Мутульского царства, но и прилежащую территорию на полуострове Юкатан. В 1929 году над ним пролетала американская писательница Энн Линдберг: заброшенные стены древнего города она описала как «невероятно одинокие и величественные». Спустя почти столетие ту же территорию исследовали при помощи лидара и нашли куда больше, чем просто руины.

Лидар — техническая установка, предназначенная для получения информации об удаленных объектах. Ее принцип действия схож с обычным радаром. Вместо радиоволн аппарат посылает световые лучи, которые отражаются от цели и возвращаются обратно, где их улавливает высокочувствительный приемник. В данном случае лучи проходили сквозь деревья, но отскакивали от твердых поверхностей — камней и останков стен. Так ученые смогли построить трехмерную модель поверхности без учета растительности.

Трехмерная модель исследованной территории / ©The Washington Post

Один из руководителей проекта Марчелло Кануто (Marcello Canuto) задействовал 18 археологов, чтобы покрыть площадь в две тысячи квадратных километров. На этой территории они нашли 61 480 строительных конструкций: тротуары, дороги, каналы, фермы разных размеров и оборонительные укрепления.

Марчелло Кануто не стеснялся эмоций после открытия:

«Мы все чувствовали себя униженными. Мы работали в этой области на протяжении столетия. Это не terra incognita — археологи исходили ее вдоль и поперек, и вдруг приходит осознание: «Вау, как мы пропустили такое?»

Ученые предположили, что при таком уровне развития на один квадратный километр приходилось от 80 до 120 людей в период с 550 по 830 год нашей эры. Экстраполировав эти данные, они определили, что в то время на территории площадью 95 тысяч квадратных километров проживало от семи до 11 миллионов людей.

В августе ученые оценили интенсивность засухи, накрывшей Центральную Америку примерно в 900 году нашей эры, и подтвердили, что именно она могла погубить великую цивилизацию майя.

Международная группа планетологов из России, Финляндии и США впервые проанализировала факторы, определяющие количество валунов на поверхности ближайшей планеты от Солнца — Меркурии.