Ученый: Женщинам выгодно быть безграмотными — Naked Science

Ученый: Женщинам выгодно быть безграмотными

Исследователь Александр Марков рассказал о том, почему безграмотная женщина с точки зрения эволюции находится в более выигрышном положении, чем образованная.

haiti2

Марков является известным российским биологом, палеонтологом и популяризатором науки. В своем интервью изданию «Газета.Ru» он рассказал о многих вещах, волнующих современных людей. Коснулся специалист и вопроса женского образования. Так, по мнению Маркова, с эволюционной точки зрения быть неграмотной выгодней, так как в этом случае шансов оставить потомство больше. «Во многом это связано с грамотностью. Чем выше в стране женская грамотность, тем ниже рождаемость», – говорит биолог. Исследователь также повторил известный тезис о том, что образованная женщина думает прежде всего о карьере или своем собственном будущем, в то время как необразованная больше нацелена на воспитание детей.

Впрочем, эксперт смотрит на демографический вопрос и несколько шире. «Бедняки плодятся быстрее, чем богачи. Не всегда, не везде и не во всех обществах. Но это наблюдается. Кварталы бедняков распирает от перенаселения, а богачи страдают, что у них наследников нет», – считает он. Так что вопрос уровня рождаемости следует рассматривать не только с точки зрения положения женщины в обществе.

Отметим, что в этой связи можно вспомнить один небезынтересный факт. По словам экспертов, сейчас в Иране рождаемость составляет 1,92 ребенка на одну женщину. Проще говоря, этот показатель немногим выше среднестатистического показателя по ЕС. А ведь иранское общество сложно назвать равноправным (с западной точки зрения). Повальной вестернизации и связанной с ней «моды» на высшее женское образование в этой стране также не наблюдается.

В своем интервью Александр Марков рассказал и о таком характерном для человеческого общества явлении, как забота о стариках. Исследователь предлагает рассматривать данный вопрос с позиции необходимости социального обучения и передачи культурной информации из поколения в поколение. Проще говоря, первобытным охотникам и собирателям было выгодно заботиться о стариках, поскольку они делились с молодежью бесценным жизненным опытом.

Ученый также рассказал, почему креационисты бывают «выгоднее» сторонников теории эволюции. Вопрос лежит в том числе в политической плоскости. Исследователь отмечает, что верующими людьми намного проще управлять, и любая власть это понимает.