26.06.2015
Редакция Naked Science

Ученые выявили «нано» черные дыры

С помощью телескопа Subaru ученые смогли ответить на загадки, которые оставляют черные дыры, именуемые ULX.

Таинственные ультраяркие рентгеновские источники (ULX) привлекают внимание ученых уже давно. Излучаемое ими количество рентгеновских лучей слишком велико для обычных черных дыр и пульсаров. Исследователи стали задаваться вопросом: а как вообще они могут существовать.

Российская Специальная астрофизическая обсерватория и специалисты из Японии пролили свет на эту загадку. На помощь ученым пришел телескоп Subaru. С его помощью был проанализирован спектр черных дыр, а также измерена температура их аккреционных дисков. Согласно действующим моделям, чем меньше температура этих дисков, тем больше весит черная дыра. Но круг ULX был разогрет до температуры выше 10 тыс. К.

Ранее считалось, что ULX представляют собой черные дыры «промежуточной массы». Однако теперь ученые называют их «нано» черными дырами, которые можно сравнить с загадочным микроквазаром SS 433. Этот объект представляет собой «связку» легкой черной дыры и обычной звезды. Переработанная дырой материя выбрасывается назад, в космос тонкими плазменными пучками.

Напомним, ранее другие исследователи заявили о пробуждении в системе Лебедя гигантской черной дыры, которая не подавала признаков жизни 26 лет. Объект находится на расстоянии 8 тыс. световых лет от нашей планеты.

Выводы ученых могут помочь понять быстрый набор массы сверхмассивными черными дырами после зарождения Вселенной. Но окончательно ответить на этот вопрос можно будет не раньше вывода на орбиту японского рентгеновского телескопа ASTRO-H.