Ученые выявили «нано» черные дыры — Naked Science

Ученые выявили «нано» черные дыры

С помощью телескопа Subaru ученые смогли ответить на загадки, которые оставляют черные дыры, именуемые ULX.

Таинственные ультраяркие рентгеновские источники (ULX) привлекают внимание ученых уже давно. Излучаемое ими количество рентгеновских лучей слишком велико для обычных черных дыр и пульсаров. Исследователи стали задаваться вопросом: а как вообще они могут существовать.

Российская Специальная астрофизическая обсерватория и специалисты из Японии пролили свет на эту загадку. На помощь ученым пришел телескоп Subaru. С его помощью был проанализирован спектр черных дыр, а также измерена температура их аккреционных дисков. Согласно действующим моделям, чем меньше температура этих дисков, тем больше весит черная дыра. Но круг ULX был разогрет до температуры выше 10 тыс. К.

Ранее считалось, что ULX представляют собой черные дыры «промежуточной массы». Однако теперь ученые называют их «нано» черными дырами, которые можно сравнить с загадочным микроквазаром SS 433. Этот объект представляет собой «связку» легкой черной дыры и обычной звезды. Переработанная дырой материя выбрасывается назад, в космос тонкими плазменными пучками.

Напомним, ранее другие исследователи заявили о пробуждении в системе Лебедя гигантской черной дыры, которая не подавала признаков жизни 26 лет. Объект находится на расстоянии 8 тыс. световых лет от нашей планеты.

Выводы ученых могут помочь понять быстрый набор массы сверхмассивными черными дырами после зарождения Вселенной. Но окончательно ответить на этот вопрос можно будет не раньше вывода на орбиту японского рентгеновского телескопа ASTRO-H.

Ученые разработали технологию лазерной печати кремниевых наночастиц – строительных блоков для миниатюрных фотонных переключателей, сверхтонких компьютерных чипов, микробиологических сенсоров и таких «метаповерхностей», как маскирующие покрытия. Преимущество технологического процесса в скорости и низкой стоимости изготовления, возможности покрывать частицами большие площади и уже сейчас масштабировать его на реальные практические задачи. Это поможет сделать VR-очки и другую электронику миниатюрнее, а их производство — дешевле.

Все крупные интернет-порталы столкнулись с колоссальной проблемой во время пандемии коронавирусной инфекции — информационной эпидемией фейков. Компании предпринимают самые разные способы борьбы с дезинформацией: Facebook, например, планирует напоминать пользователям, что они не читали статью (пост, материал в Сети), ссылку на которую собираются разместить на своей страничке в соцсети.

Профессор НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Андрей Савченко разработал алгоритм, работающий на 40 процентов быстрее аналогов. При этом потери в точности составили не более 0,5-1 процентов. Это позволит ускорить работу систем видеонаблюдения в режиме реального времени.