Ученые вырастят нейронную сеть в чашке Петри — Naked Science

Ученые вырастят нейронную сеть в чашке Петри

Международная команда биологов и инженеров получила грант в полмиллиона долларов на разработку компьютера, полностью состоящего из живых клеток.

laboratory1

Будут ли компьютеры будущего собирать на фабриках, как сегодня, или же их начнут выращивать в лабораториях, подобно клеточным культурам? Именно этим вопросом задалась междисциплинарная команда биологов и компьютерных инженеров, выигравшая грант на 500 тысяч долларов от Национального научного фонда США. В планах исследователей — разработать компьютер, состоящий из живых клеток, и запрограммировать его на выполнение вычислительных задач.

Деталей о предстоящем проекте известно не так много. Ученые утверждают, что используют живые клетки (они не уточнили, какого именно типа) для построения нейронной сети. Они говорят, что будут применять оптогенетику (биологическая техника, использующая свет для контроля клеток), чтобы научить систему распознавать рукописные цифры. Команда также утверждает, что гибридный проект может привести к лучшему пониманию как компьютеров, так и органического мозга. Но пока абсолютно неясно, как именно все эти детали головоломки сложатся в один пазл.

«Мы надеемся, что нейробиологи смогут использовать эту технологию в качестве тестовой платформы для изучения человеческого мозга», — рассказывает Евгений Бердичевский, профессор биоинженерии из Лехайского университета, работающий над проектом.

Обзор проведения распознания изображения на основе живых нейронов / © Lehigh University

Когда исследователи из Пенсильванского университета рассказали о глобулах мозговой ткани человека, выращенных в лаборатории, это вызвало волну возмущения со стороны специалистов по этике, посчитавших, что «мини-мозги» по мере своего совершенствования смогут развить сознание. Пока не известно, вызовет ли этот проект такие же опасения.

Тем не менее эта работа предполагает иное будущее для вычислительных технологий, в котором все — от зданий до компьютеров — будет выращиваться из семян, подобно растениям.

Ученые разработали технологию лазерной печати кремниевых наночастиц – строительных блоков для миниатюрных фотонных переключателей, сверхтонких компьютерных чипов, микробиологических сенсоров и таких «метаповерхностей», как маскирующие покрытия. Преимущество технологического процесса в скорости и низкой стоимости изготовления, возможности покрывать частицами большие площади и уже сейчас масштабировать его на реальные практические задачи. Это поможет сделать VR-очки и другую электронику миниатюрнее, а их производство — дешевле.

Все крупные интернет-порталы столкнулись с колоссальной проблемой во время пандемии коронавирусной инфекции — информационной эпидемией фейков. Компании предпринимают самые разные способы борьбы с дезинформацией: Facebook, например, планирует напоминать пользователям, что они не читали статью (пост, материал в Сети), ссылку на которую собираются разместить на своей страничке в соцсети.

Профессор НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Андрей Савченко разработал алгоритм, работающий на 40 процентов быстрее аналогов. При этом потери в точности составили не более 0,5-1 процентов. Это позволит ускорить работу систем видеонаблюдения в режиме реального времени.