Ученые реконструировали капли марсианского дождя — Naked Science
16.05.2017

Ученые реконструировали капли марсианского дождя

Когда на Красной планете была плотная, насыщенная водяным паром атмосфера, выпадающие из нее осадки оказывали ощутимое влияние на рельеф, вырезая на поверхности русла и меняя форму ударных кратеров. Их следы различимы до сих пор.

psp_001415_1875_rgbsamp2

Дождей на Марсе нет уже давно, но когда-то они там шли. Исследователи из Смитсоновского института и Университета Джона Хопкинса задались целью рассчитать, на что они были похожи миллиарды лет назад.

По расчетам геологов Роберта Крэддока (Robert Craddock) и Ральфа Лоренца (Ralph Lorenz), марсианские ливни далекого прошлого менялись по мере изменения самой планеты и ее атмосферы. Первоначально, вскоре после формирования Марса, атмосферное давление у его поверхности, видимо, превышало даже нынешнее земное примерно в четыре раза. В том марсианском воздухе не могли образоваться дождевые капли крупнее 3 мм в диаметре, выпадение которых на поверхность не могло оставить заметных следов.

Ситуация стала меняться, когда атмосфера Марса начала терять первоначальную плотность. Чтобы рассчитать скорость изменений, исследователи прибегли к земным методикам, применяемым на планете, где эрозионный эффект дождя оказывает существенное влияние на сельское хозяйство и экономику.

«Многие анализировали характер осадков на Земле, но никто не думал применять физику для понимания ранней марсианской атмосферы», – сказал д-р Крэддок из Смитсоновского института.

Русла и характерная размытость краев марсианских кратеров. Стрелками показано направление ветра, преобладавшего в дождливый период. Фото Elsevier

«Используя основные физические принципы для понимания связи между параметрами атмосферы, размером дождевой капли и интенсивностью осадков, мы показали, что на Марсе должны были формироваться довольно крупные капли дождя, которые оказывали радикальное воздействие на поверхность планеты», – комментирует доктор Лоренц из Университета Джона Хопкинса, который также изучал метановые ливни на Титане – единственном, кроме Земли, месте Солнечной системы, где сегодня идут дожди.

По мере уменьшения атмосферного давления размер дождевых капель увеличивался. Дождь стал «тяжелее», его капли глубже врезались в грунт, изменяя рельеф и формируя русла. Когда атмосферное давление составляло 1.5 бар, следы дождя на поверхности были уже вполне заметны, а когда оно упало ниже земного уровня, средний диаметр дождевых капель должен был составить около 7,3 мм, т. е. на миллиметр больше, чем сейчас на Земле.

«Конечно, всегда будут какие-то неизвестные, например, как высоко поднимались грозовые облака в атмосфере Марса, но мы постарались адаптировать для расчетов земные данные, – добавляет д-р Крэддок. – Маловероятно, что осадки на раннем Марсе существенно отличались от описанных нами».