Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
17.02.2014
Редакция Naked Science

Ученые научились «выгонять» раковые клетки из мозга человека

Созданы нановолокна, которые позволяют «выгонять» раковые клетки глиобластомы из мозга, а также мешают им распространяться дальше.

_O9EDeEuc1A

Специалисты из США создали нановолокна, с помощью которых можно «выгонять» раковые клетки глиобластомы из мозга и мешать их дальнейшему распространению.

Мы создали нановолокна, имитирующие структуру нервных окончаний и кровеносных сосудов, которые раковые клетки мозга используют для миграций. Клетки глиобластомы обычно прикрепляются к этим естественным «рельсам» и едут по их поверхности. Предоставляя им другой «маршрут», мы научились манипулировать их движением.

– Рави Белламконда из Технологического института Джорджии в Атланте (США)

Данное открытие было сделано совершенно случайно. Изначально Белламконда и его коллеги планировали создать инструменты, которые бы восстанавливали связи между нейронами спинного мозга после травм позвоночника. В ходе этого исследования ученые заметили, что сигнальные пути, которые они пытались стимулировать для срастания цепочек нейронов, используются раковыми клетками опасных форм глиобластомы для распространения по мозгу. Тогда специалисты подумали, что созданные ими «направляющие нановолокна» могут помочь сдерживать и уничтожать глиобластомы.

Ученые научились «выгонять» раковые клетки из мозга человека

©YouTube/ Georgia Tech

Глиобластома – это наиболее частая и наиболее агрессивная форма опухоли мозга, которая составляет до 52 % первичных опухолей мозга и до 20 % всех внутричерепных опухолей. Несмотря на то, что глиобластома является наиболее частой первичной опухолью мозга, на 100000 жителей Европы и Северной Америки регистрируется всего 2-3 случая заболевания.

Ученые решили, что «удобные» рельсы будут стимулировать раковые клетки двигаться по ним, игнорируя другие пути «миграции». Так, по мнению специалистов, можно будет собирать и уничтожать их внутри специального геля в контролируемой обстановке. В рамках исследования был проведен эксперимент на нескольких крысах с целью проверки данной методики лечения рака. В результате рост глиобластомы у подопытных крыс был или приостановлен, или же глиобластомы  существенно уменьшились через 18 дней после операции.

Эти волокна являются своеобразным «спусковым клапаном» для рака, что может помочь нам спасать людей с неоперируемыми опухолями, которые смогут прожить десятки лет благодаря тому, что их опухоль перестанет расти. Вполне возможно, что в этом случае рак станет медицинской проблемой такого же калибра, как диабет или высокое давление.

– Рави Белламконда