Ученые изолировали клетки — источник регенерации — Naked Science

Ученые изолировали клетки — источник регенерации

Впервые удалось выделить отдельные стволовые клетки плоских червей, наделяющие их уникальными способностями отращивать потерянные ткани и части тела.

stem0

Всем известно: если разрезать червя пополам или даже на большее число частей, то он регенерирует недостающие части тела. Но какую часть целого животного можно назвать «минимальной», из которой восстановится полноценный организм? Для плоских червей-планарий это отдельная клетка, и недавно ученые научились их выделять и выращивать. Об этом Алехандро Альварадо (Alejandro Alvarado) и его коллеги сообщают в статье, опубликованной в журнале Cell.

«Впервые удалось контролируемо изолировать взрослые плюрипотентные стволовые клетки, — говорит ученый. — Это более не абстракция: клеточный источник, способный вернуть регенеративные способности животным, которые их утратили, можно выделить и изучить в деталях».

Стоит вспомнить, что клетки взрослеющего организма специализируются и уже не могут превращаться из одного типа в другой, хотя по-прежнему содержат тот же общий на всех геном. Даже стволовые клетки ограничены определенной группой порождаемых ими клеток. Плюрипотентных клеток, способных развиться в клетку любой ткани, насколько известно, в организме взрослых людей не сохраняется. А вот у плоских червей они есть — и эти «необласты» могут открыть нам главные секреты регенерации.

Их существование известно уже больше века, однако до сих пор идентифицировать эту немногочисленную популяцию клеток не удавалось. Альварадо и его соавторы использовали для этого piwi-1 — белковый маркер стволовых клеток. Выделив содержащие его клетки, ученые заметили, что они легко распадаются на две группы: одни синтезировали его много, другие — мало, лишь первые проявляют себя как необласты.

Затем авторы проанализировали работу генома в восьми тысячах клеток с высоким содержанием piwi. Были отброшены клетки, ДНК которых указала на то, что они уже вступили на путь специализации. В итоге ученые сузили поиск для двух групп клеток, различающихся активностью генов, — Nb1 и Nb2. Nb2-клетки отличались активным синтезом мембранного белка тетраспанина, функции которого пока малопонятны.

Однако именно эти клетки, пересаженные плоским червям, едва не убитым мощной дозой радиации, позволили им полностью восстановиться. В результате ученые впервые получили сравнительно простой и ясный путь к выделению взрослых плюрипотентных стволовых клеток, необластов. Дело за малым — выведать у них секреты регенерации тканей, органов, а возможно, и целых конечностей.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.