Ученые: человечество спаслось от вирусов, перестав кусаться — Naked Science
02.02.2015
Редакция Naked Science

Ученые: человечество спаслось от вирусов, перестав кусаться

Геном человека содержит намного меньшее количество вирусной ДНК, чем геномы многих других животных. Таким образом, ретровирусы угрожают людям в меньшей степени.

И хотя организм человека имеет соответствующую защиту, ретровирусы могут заразить половые клетки, в результате чего генетический код вируса будет передаваться от одного поколения другому. Особенность подобных эндогенных ретровирусов в том, что они почти безвредны для людей, в то время как у многих животных могут вызывать тяжелые болезни.

Для объяснения этого явления специалисты сопоставили периоды нахождения ретровирусов в человеческом геноме и геномах различных других животных. В этом исследователям помогли крайние участки провируса – при попадании в геном они схожи, однако со временем накапливаются мутации, порождающие отличия.

Как оказалось, за последние 10 млн лет в человеческий геном проникло гораздо меньшее количество ретровирусов, чем в случае с другими млекопитающими. Также за прошедшие 3 млн лет в ДНК человека не проникли новые эндогенные ретровирусы.

Ретровирусами называют семейство РНК-содержащих вирусов, которые заражают в основном позвоночных. Самым известным ретровирусом является вирус иммунодефицита человека – он принадлежит к роду лентивирусов.

На определенном этапе эволюции предки современных людей почти прекратили использовать свои зубы в качестве средства обороны и нападения. Для защиты от врагов, а также во время охоты они начали применять разные орудия. Тот факт, что предки человека стали убивать с помощью орудий, а затем готовить мясо на огне, позволил резко сократить контакт с кровью жертвы (а ведь большое число вирусов передается именно через кровь).