Томские ученые начнут делать золото из отходов производства серной кислоты — Naked Science

Томские ученые начнут делать золото из отходов производства серной кислоты

Новая технология, разработанная сотрудниками Томского политехнического университета, позволит перерабатывать отходы производства серной кислоты в золото, серебро, медь, цинк и другие полезные металлы.

411453602_d56a3b88a4_o

Как рассказали в пресс-службе томского вуза, серная кислота традиционно производится с помощью обжига пиритного концентрата. Пирит – это минерал железа класса сульфидов, в состав которого нередко входят примеси золота, кобальта, меди и других цветных металлов. После обжига минерала остается побочный продукт – пиритные огарки, которые по-прежнему содержат ценные примеси.

Технология, предложенная томскими учеными, предусматривает переработку этих огарков. Сначала их сушат и обжигают, затем «спекают» с хлоридом аммония, в результате чего образуются комплексные хлораммонийные соединения, которые при дальнейшем нагревании разлагаются. «Благодаря этой технологии мы можем получить хлориды всех элементов, которые можно разделять, просто регулируя температуру. А дальше, в зависимости от нашей цели, получаем различные соединения цветных металлов или железа. Таким образом, можно получать отдельно хлориды каждого металла и производить новую продукцию. Вместе с этим, происходит регенерация хлорида аммония, что дополнительно снижает затраты на реагенты», – пояснил сотрудник кафедры химической технологии редких, рассеянных и радиоактивных элементов Томского политехнического университета Андрей Смороков.

Ученые отмечают, что аналогичные технологии существуют и в других странах, однако там перерабатывают пиритные огарки сернокислым методом, после которого остается большое количество отходов – сульфата железа. Представители томского вуза заверяют, что их способ – безотходный.

По оценке ученых, сейчас на разных российских полигонах скопилось примерно 30 млн тонн пиритных огарков, которые можно подвергнуть переработке.

Двумерный магнит, сконструированный учеными, может найти применение в вычислительной технике и электронике, а также новых инструментах для изучения квантовой механики.

Состоялись новые тесты перспективного гиперзвукового комплекса «Циркон». В качестве носителя выступил фрегат проекта 22350.