Ученые: длинные теломеры способствуют развитию рака мозга — Naked Science

Ученые: длинные теломеры способствуют развитию рака мозга

Ученые из Университета Калифорнии в Сан-Франциско выяснили, что две общие вариации гена, которые приводят к удлинению теломер, существенно увеличивают риск развития рака мозга.

telomere_sq-66b590d1ac31ad7bfb0bdf029571102a82826a6f

Теломеры – концевые участки хромосом. Теломерные участки хромосом характеризуются отсутствием способности к соединению с другими хромосомами или их фрагментами и выполняют защитную функцию. Речь идет о генах TERT и TERC, которые имеются у 51% и 72% жителей планеты соответственно, однако их вариации встречаются очень редко.

Имеется высокий барьер, мешающий развитию глиом, и, возможно, потому, что мозг имеет специальную защиту.

– Маргарет Вренч, заведующая кафедрой исследований опухолей головного мозга и главный автор нового исследования

Гены TERT и TERC отвечают за удлинение теломер. Однако, как отмечает Вренч, это имеет как положительные качества, так и отрицательные. Длинные теломеры не только отвечают за долголетие, но и приводят к развитию глиомы.

Глиома – опухоль, входящая в гетерогенную группу и имеющая нейроэктодермальное происхождение. Это самая распространённая первичная опухоль головного мозга.

Хотя более длинные теломеры могут быть хорошим фактом для человека, снижая некоторые риски для здоровья и замедляя старение, но они также могут приводить к тому, что некоторые клетки живут дольше положенного, и это, как предполагается, может являться признаком развития рака.

– Кайл М. Уолш, доцент кафедры неврологической хирургии

В ходе исследования ученые провели анализ геномной базы почти 40 тысяч человек. Они установили, что короткие теломеры связаны с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Вренч вместе с коллегами исследовала данные 1644 пациентов, страдающих глиомой, и 7736 здоровых людей. В результате у большинства больных глиомой были обнаружены вариации генов TERT и TERC, а также увеличенные теломеры.

Ученым предстоит продолжить исследование и изучить влияние гена TERT в развитии рака легких, простаты, молочной железы, а также лейкемии и рака толстой кишки.

Психологи из Тюмени и Ярославля изучили взаимосвязь уровня мудрости и эмоционального выгорания у медицинского персонала. Исследование показало, что именно мудрость помогает медикам противостоять такому синдрому. Формирование столь полезного качества у врачей позволит сохранить их психическое здоровье и профессиональное долголетие, что, по мнению авторов исследования, особенно актуально в связи с напряженной работой медицинских работников во время пандемии коронавируса.

Кольский научный центр РАН

Оценка возраста очень важна для древних вод, потому что эта информация используется при проектировании хранилищ радиоактивных и токсичных отходов. Однако сделать это технически весьма непросто. Метод, который предложил коллектив исследователей из Геологического института КНЦ РАН, позволяет избежать прямого отбора воды и получить информацию о концентрациях гелия в воде путем анализа зерен кварца из керна скважин. На его основе ученые из Кольского научного центра уже сумели определить возраст воды на глубине около 10 километров.

РХТУ им. Д.И. Менделеева

Водород и его соединения, удобные для компактного хранения, получают в основном переработкой природного газа. Очень заманчиво делать это в совместной конверсии природного и углекислого газов, но для этого нужны доступные и эффективные катализаторы. Один из вариантов – это карбид молибдена, каталитическая активность которого в реакциях конверсии углеводородов сопоставима с дорогостоящей платиной. Российские химики из РХТУ имени Д. И. Менделеева предложили новый способ получения этого каталитического материала из доступного прекурсора – молибденовой сини и показали, что разработанные образцы обладают высокой каталитической активностью, то есть обеспечивают быструю и полную конверсию углеводородов.