Ученые: длинные теломеры способствуют развитию рака мозга

Ученые: длинные теломеры способствуют развитию рака мозга

Ученые из Университета Калифорнии в Сан-Франциско выяснили, что две общие вариации гена, которые приводят к удлинению теломер, существенно увеличивают риск развития рака мозга.

Теломеры – концевые участки хромосом. Теломерные участки хромосом характеризуются отсутствием способности к соединению с другими хромосомами или их фрагментами и выполняют защитную функцию. Речь идет о генах TERT и TERC, которые имеются у 51% и 72% жителей планеты соответственно, однако их вариации встречаются очень редко.

Имеется высокий барьер, мешающий развитию глиом, и, возможно, потому, что мозг имеет специальную защиту.

– Маргарет Вренч, заведующая кафедрой исследований опухолей головного мозга и главный автор нового исследования

Гены TERT и TERC отвечают за удлинение теломер. Однако, как отмечает Вренч, это имеет как положительные качества, так и отрицательные. Длинные теломеры не только отвечают за долголетие, но и приводят к развитию глиомы.

Глиома – опухоль, входящая в гетерогенную группу и имеющая нейроэктодермальное происхождение. Это самая распространённая первичная опухоль головного мозга.

Хотя более длинные теломеры могут быть хорошим фактом для человека, снижая некоторые риски для здоровья и замедляя старение, но они также могут приводить к тому, что некоторые клетки живут дольше положенного, и это, как предполагается, может являться признаком развития рака.

– Кайл М. Уолш, доцент кафедры неврологической хирургии

В ходе исследования ученые провели анализ геномной базы почти 40 тысяч человек. Они установили, что короткие теломеры связаны с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Вренч вместе с коллегами исследовала данные 1644 пациентов, страдающих глиомой, и 7736 здоровых людей. В результате у большинства больных глиомой были обнаружены вариации генов TERT и TERC, а также увеличенные теломеры.

Ученым предстоит продолжить исследование и изучить влияние гена TERT в развитии рака легких, простаты, молочной железы, а также лейкемии и рака толстой кишки.

Микрокальцификаты и уплотнения в молочных железах значимо связаны с риском развития рака и могут передаваться по наследству.

Еще один шаг на пути к точному распознаванию мыслей исследователи сделали, используя нейросети и опираясь на метод электрокортикограммы. Ошибки составили всего 3%.

Российская компания начала использовать обезличенные данные для составления статистики о том, как в крупных городах России придерживаются режима самоизоляции.

Некоторые патогены, передающиеся воздушно-капельным путем, разлетаются на семь-восемь метров, когда больной чихает, и на 2,5 — когда кашляет. Это ставит под сомнение безопасность рекомендуемой социальной дистанции при Covid-19.