Среди пчел нашлись «правши» и «левши» — Naked Science

Среди пчел нашлись «правши» и «левши»

Энтомологи из Университета Квинсленда (Австралия) выяснили, что пчелы могут иметь индивидуальную склонность к правой или левой стороне. Эта склонность влияет на принятие решений и навигацию в пространстве.

bombyliidae-bee-fly-closer

В отличие от людей, у пчел количество «левшей» и «правшей» примерно одинаковое. Кроме того, значительная часть популяции пчел амбидекстры: для них правая и левая стороны предпочтительны в равной степени.

В ходе экспериментов ученые также установили, что пчелы различают пространства большего и меньшего объема и при необходимости предпочитают выбирать более просторные (и потенциально менее опасные).

Чтобы определить, какие пчелы — «правши», а какие — «левши», ученые взяли 100 полевых пчел и нанесли на них цветные метки, чтобы отличать насекомых друг от друга. Затем пчел поместили в 120-сантиметровый тоннель с приманкой-кормушкой в конце и развилкой посередине. Чтобы преодолеть развилку, пчела должна была выбрать одно из двух отверстий, правое или левое. На разных этапах эксперимента ученые меняли диаметр отверстий.

Когда одно отверстие было вдвое больше другого, 80% пчел предпочитало пролетать через большее. Но когда отверстия были одинаковыми, пчелы проявляли индивидуальные особенности; 55% выбирало путь случайным образом, произвольно проходя то справа, то слева. Остальные 45% поделились на «правшей» и «левшей»: они раз за разом выбирали «свою» сторону.

Отобрав пчел из этих 45%, ученые продолжили эксперимент с отверстиями разного диаметра. оказалось, что пчеле-«левше» требуется больше времени на принятие решения, если отверстие, расположенное слева, меньше соседнего, и наоборот. Когда же отверстие с преобладающей стороны больше (а значит, безопаснее и удобнее) того, что с «неудобной» стороны, пчела принимает решение практически мгновенно.

Пчелы пополнили список животных, которые бывают преобладающе право- или левоориентированными. К ним, кроме человека, относятся макаки-резусы, крысы и мармозетки, а также муравьи и шмели. Некоторые особи саранчи предпочитают использовать правые, а другие — левые конечности.

Для саранчи выбор «любимой» стороны тела — это, скорее всего, способ сократить время, затрачиваемое на принятие решений и, соответственно, способ увеличить скорость реакции. Согласно предположению австралийских ученых, у пчел преобладающая сторона несет другую функцию: она нужна для оптимизации группового полета.

»Представьте, что пчелиному рою нужно проложить себе путь через густые заросли. Если бы все насекомые (или большинство) предпочитали одну сторону, это было бы опасно и неудобно. Однако вовсе не иметь такого рода предпочтений тоже опасно: тогда. поставленные перед выбором пчелы выбирали бы более просторный воздушный коридор. Удобнее и безопаснее всего естественным образом разделиться на три группы, большая из которых будет выбирать проход по размеру, а две остальные будут тяготеть примерно поровну к левой или правой стороне», объясняют ученые в статье, опубликованной в журнале PLоS One.

Стратегии, которые использует пчелиный рой, могут пригодиться разработчикам программного обеспечения для групп беспилотных летательных аппаратов, полагают авторы статьи.

Профессор Ави Лёб снова выступил с гипотезой об искусственной природе межзвездного астероида, назвав его «сборщиком данных» с беспилотных зондов, запущенных в земную атмосферу.