Ученые объяснили, как возникают супервспышки на Солнце — Naked Science
19.03.2014

Ученые объяснили, как возникают супервспышки на Солнце

Супервспышки на Солнце происходят в результате столкновения волн солнечной плазмы, выброшенной в космическое пространство почти в одно и то же время.

2010723_cme_stereo-a

Китайские ученые из Национального центра наук о космосе в Пекине установили причину аномально сильных солнечных бурь, которые случаются несколько раз в десятилетие. Специалисты провели исследования на основе данных, собранных спутниками STEREO и солнечной обсерваторией SOHO во время необычной вспышки на Солнце, которая произошла 23 июля 2012 года, и раскрыли механизм ее возникновения.

Наиболее мощная вспышка, получившая название «событие Каррингтона», произошла в 1859 году. Сегодня подобная супервспышка на Солнце могла бы привести к коллапсу инфраструктуры планеты. В связи с этим ученые активно ищут способы предсказания таких событий.

Ученые под руководством Лю Ина из Национального центра наук о космосе, заметили, что супершторм, который произошел на Солнце 23 июля 2012 года, возник не сам по себе, а вследствие столкновения двух относительно слабых выбросов солнечной плазмы, которые начались в разных точках на поверхности Солнца почти одновременно.

Столкновение и объединение двух облаков плазмы вызвало ее резкий разогрев и усиление магнитного поля. Как отмечают ученые, весь этот клубок раскаленного газа направился в сторону нашей Земли со скоростью, превышающей в 5-6 раз скорость «обычных» выбросов плазмы – 3 тысячи километров в секунду.

При этом сила сверхсильного магнитного поля, которым он обладал, превосходила типичные значения для солнечных выбросов и была близка к силе «события Каррингтона», если бы этот поток плазмы «врезался» в Землю. В связи с этим авторы исследования предполагают, что супервспышки на Солнце могли возникнуть таким же путем.

Корональный выброс массы на солнце в июле 2012 года