Физики создали швейцарский крест из 20 атомов — Naked Science
15.07.2014

Физики создали швейцарский крест из 20 атомов

Каждый отдельный атом вещества был размещен на поверхности диэлектрика. Впервые удалось получить атомарный крест на изоляторе при комнатной температуре.

swiss_cross_big

Ученые научились манипулировать атомами на качественно новом уровне. Совместно с коллегами из Финляндии и Японии физики из Базельского университета сумели разместить 20 отдельных атомов в форме швейцарского креста на диэлектрике при комнатной температуре.

Еще в 1990-х физики научились управлять поверхностными структурами, перемещая и позиционируя каждый отдельный атом вещества на определенный участок. Такие манипуляции обычно демонстрировались на поверхностях проводников или полупроводников при сверхнизких температурах.

Однако создание искусственной атомарной структуры на изоляторе при комнатной температуре до сих пор оставалось нерешенной задачей.

Ученые сумели структурировать 20 атомов брома на поверхности обычной поваренной соли (хлористого натрия), замещая ими атомы хлора с помощью иглы атомно-силового микроскопа. Полученная в результате структура, похожая на швейцарский крест длиной всего в 5,6 нм, стабильна при комнатной температуре.

Сикеги Каваи и Эрнст Майер, возглавлявшие международную группу ученых, впервые представили атомарный крест в качестве первого примера успешной манипуляции атомами на диэлектрической поверхности.

По мнению ученых, это достижение может сильно продвинуть технологии производства электромеханических систем нового поколения, а также устройств накопления/хранения данных и логических схем.