09.11.2015
Редакция Naked Science

Самые крупные планеты во Вселенной могут оставаться невидимыми для существующих методов наблюдений

Из известных на сегодня примерно 2 тыс. экзопланет большинство являются крупными газовыми гигантами, подобными нашим Юпитеру и Сатурну. Но самые большие из них могут оставаться недоступными для обычных наблюдений.

hs-2015-40-a-web_print

Планеты-гиганты проще обнаруживать по их влиянию на движение своей звезды или на ее светимость в те моменты, когда планета проходит между нами и ней. Лишь большими усилиями астрономы научились обнаруживать планеты помельче, размеры которых сопоставимы с Землей. Однако самые крупные из планет, масса которых в десять и более раз превышает массу Юпитера, могут скрываться от наших телескопов.

Работающие в США астрофизики Жобин Дун (Ruobing Dong) и Чжаохуань Чжу (Zhaohuan Zhu) выступили с гипотезой о том, что планеты-гиганты могут удерживать вокруг себя достаточно плотный диск вращающейся материи – как молодые звезды. Однако, в отличие от звезд, планеты не испускают массу энергии, и если газопылевые диски звезд раскаляются и становятся видны, то у таких планет они остаются холодными и почти неразличимыми, скрывая за собой всю крупную планету.

Однако моделирование позволило Дуну и Чжу предсказать, что гравитация и движение частиц газа и пыли в таком облаке рано или поздно придадут ему особую спиралевидную структуру. И если оно будет «подсвечено» близкой звездой, то некоторые черты такой структуры в принципе можно будет рассмотреть с помощью наших инструментов. И действительно, проведя поиск таких структур в имеющихся данных наблюдений, ученые нашли несколько примеров, которые могут быть свидетельством существования таких громадных планет.