Самые крупные планеты во Вселенной могут оставаться невидимыми для существующих методов наблюдений — Naked Science

Из известных на сегодня примерно 2 тыс. экзопланет большинство являются крупными газовыми гигантами, подобными нашим Юпитеру и Сатурну. Но самые большие из них могут оставаться недоступными для обычных наблюдений.

hs-2015-40-a-web_print

Планеты-гиганты проще обнаруживать по их влиянию на движение своей звезды или на ее светимость в те моменты, когда планета проходит между нами и ней. Лишь большими усилиями астрономы научились обнаруживать планеты помельче, размеры которых сопоставимы с Землей. Однако самые крупные из планет, масса которых в десять и более раз превышает массу Юпитера, могут скрываться от наших телескопов.

Работающие в США астрофизики Жобин Дун (Ruobing Dong) и Чжаохуань Чжу (Zhaohuan Zhu) выступили с гипотезой о том, что планеты-гиганты могут удерживать вокруг себя достаточно плотный диск вращающейся материи – как молодые звезды. Однако, в отличие от звезд, планеты не испускают массу энергии, и если газопылевые диски звезд раскаляются и становятся видны, то у таких планет они остаются холодными и почти неразличимыми, скрывая за собой всю крупную планету.

Однако моделирование позволило Дуну и Чжу предсказать, что гравитация и движение частиц газа и пыли в таком облаке рано или поздно придадут ему особую спиралевидную структуру. И если оно будет «подсвечено» близкой звездой, то некоторые черты такой структуры в принципе можно будет рассмотреть с помощью наших инструментов. И действительно, проведя поиск таких структур в имеющихся данных наблюдений, ученые нашли несколько примеров, которые могут быть свидетельством существования таких громадных планет.

Новые методы оценки возраста звезд показали, что молодой Млечный Путь активно зажигал их еще до первых слияний с соседними галактиками.

Американские ученые обнаружили, что эти насекомые имеют базовое количество клеток мозга, которое, вероятно, необходимо для сложных форм поведения.