«Рыбу-хикки» привлекут к изучению шизофрении

«Рыбу-хикки» привлекут к изучению шизофрении

Геном слепой мексиканской тетры на 90% соответствует человеческому в части факторов риска развития психических заболеваний, что делает ее хорошей моделью для проведения соответствующих исследований. Об этом свидетельствуют результаты работы, проведенной на базе Гавайского университета (США).

cavefish

Слепая мексиканская тетра (Astyanax mexicanus) представляет собой вид пресноводных лучеперых рыб. В отличие от других представителей рода Astyanax пещерная тетра ведет уединенный образ жизни, не имеет естественных хищников, а также органов зрения. Эти рыбы характеризуются низкой продолжительностью сна, кроме того, в их поведении наблюдаются признаки навязчивых действий и повышенной тревожности.

По мнению исследователей, Astyanax mexicanus могут заменить других животных в исследованиях, направленных на изучение генетической природы шизофрении или аутизма. Тетры способны имитировать бессонницу, гиперактивность и асоциальное поведение сами по себе, тогда как в случае мышей даже направленное вмешательство в ДНК не гарантирует возникновение целевых симптомов.

Ранние опыты показали, что при введении психотропных препаратов слепая пещерная тетра показывает симптоматику, свойственную психически больному человеку. Так, антидепрессант флуоксетин (Прозак) провоцирует у рыб агрессивность. В новом эксперименте ученые сочетали флуоксетин с нейролептиком клозапином, в результате чего тетры стали более сонливыми и продемонстрировали менее выраженные компульсии.

В настоящее время команда работает над поиском генетических маркеров, связанных с поведенческими аномалиями, на примере мексиканской тетры. Впоследствии, прояснив механизмы их взаимодействия, ученые рассчитывают разработать эффективную стратегию коррекции психических расстройств, распространив полученные выводы на человека.