Разработана методика домашней диагностики туберкулеза — Naked Science
14.12.2017

Разработана методика домашней диагностики туберкулеза

Международная группа исследователей разработала методику диагностики туберкулеза по анализу мочи. Тестовая полоска окрашивается в присутствии маркеров туберкулеза; методика не требует сложного оборудования и присутствия медработников.

cil-nilsen

Существует множество методов диагностики туберкулеза, от введения в организм продуктов жизнедеятельности туберкулезных микобактерий (реакция Манту) до рентгеновских снимков и выделения бактериальной ДНК из жидкостей тела с помощью ПЦР. Но все эти методики требуют присутствия квалифицированных медработников — сестер и лаборантов, а некоторые — еще и сложного оборудования.

Сделать анализ на туберкулез таким же доступным, как тест на беременность или определение концентрации глюкозы в крови, может изобретение, описанное международной группой ученых в журнале Science Translational Medicine. Для диагностики используется покрытие на основе комплексного соединения меди, избирательно фиксирующее фактор вирулентности микобактерии туберкулеза, гликолипид липоарабиноманнан (LAM); если это вещество есть в моче, покрытие меняет цвет.

По словам авторов разработки, тест настолько чувствителен, что показывает наличие LAM даже на ранних стадиях заболевания. Методику уже опробовали на 48 добровольцах c ранее поставленным диагнозом «туберкулез», точность диагностики превысила 95%. Более того, ученые уже удостоверились в том, что тест работает и при ВИЧ-отрицательном статусе пациентов; сложность с предыдущими вариантами «домашних» средств диагностики туберкулеза заключалась как раз в том, что они надежно находили следы микобактерий только у пациентов, зараженных одновременно туберкулезом и ВИЧ, — вероятно из-за того, что при ослабленной вирусом иммунной системе количество микобактерий особенно высоко.

Туберкулез излечим и предотвратим, но по-прежнему входит в десятку главных причин смерти в мире. По данным ВОЗ, в прошлом году от туберкулеза умерло 1,7 миллиона человек. В местах, где доступ к медицинским учреждениям затруднен (в странах Третьего мира, в депрессивных регионах и изолированных сообществах развитых стран, например в тюрьмах) диагноз часто ставится слишком поздно, а лечение недостаточно. Ранняя диагностика, не требующая присутствия квалифицированных специалистов и сложного оборудования, а также адекватная терапия туберкулеза существенно снижает риски осложнений и летального исхода.

Космическая сказка-эпопея «Звездные войны» после своего появления более 40 лет назад стала не только уникальным культурным феноменом, но и любопытным пророчеством в области астрономии. Только в начале XXI века ученые нашли несколько экзопланет, находящихся в системах двойных звезд, совсем как Татуин, где родился Энакин Скайуокер. Правда, до недавнего времени механизм возникновения таких массивных объектов оставался загадкой — ведь одно из светил должно было буквально разбрасывать вещество протопланетного диска, не давая планетезималям в нем формироваться.