Растение защищается от насекомых трупами других насекомых — Naked ScienceNaked Science
27.07.2015, 07:59
Naked Science

Растение защищается от насекомых трупами других насекомых

Ученые нашли растение, которое использует трупы насекомых в качестве защиты. Насекомые прилипают к нему и привлекают пауков, пожирающих опасных для растения бабочек.

cat

Водосбор иногда еще называют аквилегией, сейчас известно порядка 70 видов таких растений. Все они произрастают в Северном полушарии. Один из них, Aquilegia eximia, в ходе эволюции выработал необычную стратегию защиты. Дело в том, что этому растению угрожают гусеницы бабочек Heliothis phloxiphaga. Они поедают бутоны, цветы и плоды аквилегии.

Aquilegia eximia не отпугивает врагов, а, правильнее сказать, убивает их. Причем вместе с другими насекомыми. Это растение выделяет химические сигналы, на которые реагируют, в частности, стрекозы и жуки. Насекомые садятся на него, прилипают к тонким волоскам и погибают. Затем к мертвым жукам сползаются пауки-падальщики, решившие отобедать. Вместе с приклеившимися насекомыми они поедают и гусениц Heliothis phloxiphaga. Такой «дуэт» выгоден обоим, и пауки научились сами не прилипать к аквилегии.

Ранее другие ученые выявили у ос Deuteragenia ossarium не менее интересную особенность. Для защиты своих гнезд они кладут туда трупы муравьев. Специалисты полагают, что муравьи (пусть даже мертвые) создают вокруг гнезда запах муравейника, и это отпугивает врагов ос.

И хотя сейчас подобная стратегия защиты среди растений выявлена только у Aquilegia eximia, реальное число видов, использующих ее, может быть выше. Соответствующие выводы представлены в издании Ecology.