04.07.2018
Редакция Naked Science

Работа с красками и растворителями повысила риск рассеянного склероза

Шведские ученые выяснили, что постоянная работа с красками, лаками и растворителями может значительно увеличить вероятность развития рассеянного склероза, причем наибольшему риску подвержены курильщики.

neurons-signaling

Ученые из Каролинского института в Швеции пришли к выводу: представители профессий, связанных с регулярным использованием растворителей, подвержены более высокому риску развития рассеянного склероза, чем население в целом. У тех из них, чьи родственники страдали этим заболеванием, риск оказался в семь раз выше, чем у представителей других профессий, а у курильщиков, работающих с красками и имеющих семейную историю заболевания, — в 30 раз. Исследование опубликовано в журнале Neurology.

Рассеянный склероз — хроническое аутоиммунное заболевание, поражающее оболочку нервных волокон головного и спинного мозга. Среди его симптомов — боли, параличи различных нервов, слабость, нарушения зрения, снижение тактильной чувствительности. Заболевание не считается наследственным, хотя риск развития болезни повышается, если ближайшие родственники страдают рассеянным склерозом.

Исследователи проанализировали данные о здоровье 4989 шведов, 2042 из которых страдали этим заболеванием. Все участники исследования сдали анализ крови для процедуры HLA-типирования. Она позволила определить, обладают ли добровольцы определенными вариантами генов HLA-A и HLA-DRB1, связанными с повышенным (HLA-DRB1*15) или пониженным (HLA-A*02) уровнем риска развития рассеянного склероза. Затем волонтеры заполнили анкету о том, часто ли они контактируют с различными средствами, содержащими растворители: красками, строительными лаками и лаками для ногтей, клеями и агрессивными чистящими средствами. Также опрошенные указали, курят ли они и сколько сигарет выкуривают в день.

Увеличение риска в зависимости от генетических факторов, курения и воздействия растворителей / © Neurology

Ученые заявили, что комбинация генетического риска, курения и воздействия растворителей увеличивала риск развития болезни вплоть до 60% по сравнению c людьми, не имеющими ни одного из факторов риска. По словам авторов новой работы, летучие компоненты растворителей могут вызывать воспалительные процессы в легких, провоцирующие реакцию иммунной системы. Такой же эффект оказывает и курение, поэтому комбинация факторов особенно опасна.

Ранее исследователи предложили выявлять рассеянный склероз на ранних стадиях при помощи анализа крови.