Прибор для исследования космических лучей проходит последние испытания — Naked Science
14.03.2014

Прибор для исследования космических лучей проходит последние испытания

Прибор для исследования космических лучей, разработанный специалистами МГУ, проходит последнюю стадию основных испытаний.

Прибор «Нуклон», предназначенный для исследования галактических космических лучей и разработанный специалистами МГУ, проходит последнюю стадию основных испытаний в составе спутника «Ресурс-П2», на который он установлен.

Галактические космические лучи (ГКЛ) состоят из ядер различных химических элементов с кинетической энергией Е более нескольких десятков МэВ/нуклон, а также электронов и позитронов с Е>10 МэВ. Эти частицы приходят в межпланетное пространство из межзвёздной среды. Источником этих частиц являются сверхновые звезды нашей Галактики.

В состав прибора, представляющего собой блок размером меньше метра и весом 300 килограммов, входят около 12 тысяч датчиков. Предполагается, что аппарат сможет передавать на Землю около 8-10 гигабайт в сутки.

Заряженные частицы космических лучей отклоняются галактическими магнитными полями и движутся по сложным закрученным траекториям, зависящим от заряда и энергии. При этом возможны взаимодействия с межзвездным газом, ведущие к фрагментации тяжелых ядер и образованию новых частиц, в том числе антипротонов. Таким образом, спектр и состав космических лучей отражает как особенности источников, так и свойства межзвездной среды.

– Андрей Турундаевский, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д. В. Скобельцына (НИИЯФ)

Данные исследования могут указать на существование значительного скопления антивещества, разрешить загадку темной материи.

В настоящее время прибор «Нуклон» проходит электродиагностические испытания в самарском ЦСКБ «Прогресс».

Их целями являются проверка правильности электрической стыковки научной аппаратуры с системами спутника и проверка работоспособности научной аппаратуры.

– Олег Васильев, сотрудник НИИЯФ