Прибор для исследования космических лучей проходит последние испытания — Naked Science
14.03.2014, 16:45

Прибор для исследования космических лучей проходит последние испытания

Прибор для исследования космических лучей, разработанный специалистами МГУ, проходит последнюю стадию основных испытаний.

Прибор «Нуклон», предназначенный для исследования галактических космических лучей и разработанный специалистами МГУ, проходит последнюю стадию основных испытаний в составе спутника «Ресурс-П2», на который он установлен.

Галактические космические лучи (ГКЛ) состоят из ядер различных химических элементов с кинетической энергией Е более нескольких десятков МэВ/нуклон, а также электронов и позитронов с Е>10 МэВ. Эти частицы приходят в межпланетное пространство из межзвёздной среды. Источником этих частиц являются сверхновые звезды нашей Галактики.

В состав прибора, представляющего собой блок размером меньше метра и весом 300 килограммов, входят около 12 тысяч датчиков. Предполагается, что аппарат сможет передавать на Землю около 8-10 гигабайт в сутки.

Заряженные частицы космических лучей отклоняются галактическими магнитными полями и движутся по сложным закрученным траекториям, зависящим от заряда и энергии. При этом возможны взаимодействия с межзвездным газом, ведущие к фрагментации тяжелых ядер и образованию новых частиц, в том числе антипротонов. Таким образом, спектр и состав космических лучей отражает как особенности источников, так и свойства межзвездной среды.

– Андрей Турундаевский, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д. В. Скобельцына (НИИЯФ)

Данные исследования могут указать на существование значительного скопления антивещества, разрешить загадку темной материи.

В настоящее время прибор «Нуклон» проходит электродиагностические испытания в самарском ЦСКБ «Прогресс».

Их целями являются проверка правильности электрической стыковки научной аппаратуры с системами спутника и проверка работоспособности научной аппаратуры.

– Олег Васильев, сотрудник НИИЯФ