Последнее озеро Марса могло хранить жизнь еще пару сотен миллионов лет назад — Naked Science

Последнее озеро Марса могло хранить жизнь еще пару сотен миллионов лет назад

image_3110_2e-Mars-Lake

К югу от марсианского экватора тянется обширное равнинное плато Меридиана, в 2004 году ставшее местом посадки марсохода Opportunity. Уже его исследования показали, что некоторое время назад здесь плескалась жидкая вода – скорее всего, горячая, соленая и с достаточно высокой кислотностью. Во всяком случае на это указывали и структура поверхности плато с округлой галькой и другими следами водной эрозии, и присутствие соответствующих веществ и минералов – сульфатов и гематита.

В работе американских ученых, опубликованной журналом Geology, приводятся результаты нового изучения данных, собранных марсоходом на плато Меридиана. Авторы показали, что распределение хлорсодержащих соединений, скорее всего, объясняется эрозией в условиях речной и болотистой местности с ее активным движением воды.

«Впоследствии вода вышла из полостей окружающей озеро возвышенности и собралась в низинное озеро, – говорят исследователи. – Влага из него мало-помалу испарялась, обеспечивая тем самым повышение концентрации отложений хлоридов по мере «усыхания» озера к центру».

В самом деле, на те роскошные и изобильные влагой водоемы, которые, видимо, существовали на Марсе еще 3,5 млрд лет назад, это озеро совсем не похоже. Скорее, он было дурно пахнущей, мелкой и сильно засоленной заводью – но, тем не менее, могло оставаться одним из последних прибежищ для микробной жизни, если она когда-то на Марсе была.Несколько сотен миллионов лет назад – когда на Земле еще царили динозавры, а до их гибели оставались целые эпохи – на Марсе жизнь могла сохраниться лишь в редких озерах, предоставлявших ей хоть какие-то возможности не исчезнуть окончательно. Одно из таких «палеоозер» обнаружили на Красной планете совсем недавно.

В Перу обнаружили отлично сохранившиеся останки лам и морской свинки. Поскольку на телах животных не выявили каких-либо смертельных повреждений, ученые сделали вывод, что их хоронили заживо, перевязав конечности веревками.

Среди находок из знаменитого Олдувайского ущелья обнаружены зазубренный наконечник гарпуна и другие костяные инструменты, изготовленные еще 800 тысяч лет назад — скорее всего, представителями Homo erectus.