После гибели динозавров на Земле началась эпоха рыб — Naked Science

После гибели динозавров на Земле началась эпоха рыб

Что бы ни вызвало массовое мел-палеогеновое вымирание – астероид, комета, вулканы или какая другая причина, – гиганты-динозавры стали далеко не единственными его жертвами. А млекопитающие оказались далеко не единственными «бенефициарами», выигравшими в результате гибели бывших властелинов планеты.

fish

По современным представлениям, в тот период – около 65 млн лет назад – вымерло примерно 3/4 всех родов животных и растений на суше и в морях. Освободившиеся и вновь открывшиеся экологические ниши стали стремительно занимать организмы, прежде не смевшие и «пикнуть». В морях начался невиданный расцвет лучеперых – костных рыб, к которым в итоге относятся 95% рыб, обитающих на планете сегодня.

Главный выигрыш, по мнению палеонтолога Майкла Батлера (Michael Balter), рыбы получили из-за исчезновения аммонитов, дальних родственников современных головоногих, имевших мощную спиральную раковину. Эти хищные моллюски – а некоторые из них превышали в диаметре 2 м – царствовали в океане еще с девона, на протяжении сотен миллионов лет. Их останки являются одними из самых распространенных в геологических отложениях вплоть до 240 млн лет назад. Однако ключевой пищей аммонитов был планктон, биомасса которого после катастрофы мел-палеогеновой границы резко сократилась. Следом стали вымирать аммониты.

Майкл Батлер и его коллеги сравнили количество останков лучеперых рыб с количеством останков акул того нелегкого для всей планеты периода, показав, что к концу его с акулами мало что произошло, а вот костные рыбы пережили резкий скачок и численности, и разнообразия. Ученые так и назвали ту эпоху – «новым веком рыб», имея в виду, что это был второй период их безусловного расцвета после девона (354–417 млн лет назад), когда еще и аммонитов не было.

Сегодня этот рыбий «второй золотой век» уже на излете. Моря великолепно освоило множество других животных, включая млекопитающих и птиц. Впрочем, они по-прежнему чувствуют себя неплохо – как рыбы в воде.