16.05.2016
Редакция Naked Science
2 773

Польза спорта подтвердилась для профилактики 13 видов рака

Физическая активность снижает риск развития 13 видов онкологических заболеваний. К такому выводу по итогам одиннадцатилетнего мониторинга пришла международная группа исследователей.

runner

Ученые проанализировали данные 1,4 млн жителей США и Европы, разделенных на 12 групп. Участникам эксперимента предлагалось регулярно выполнять физические упражнения умеренной или высокой интенсивности, в частности заниматься ходьбой, бегом, плаванием и фиксировать при этом уровень нагрузки. По результатам программы рак был диагностирован у 186 тысяч испытуемых.

По сравнению с менее активными, участники, выполнившие наибольшее количество упражнений, демонстрировали повышенную сопротивляемость к отдельным видам онкологических заболеваний. Так, вероятность возникновения рака пищевода в их случае падала на 42%, рака печени — на 27%, рака легких — на 26%. Поражение почек, верхней части желудка, матки, толстой кишки, а также формирование миелоидного лейкоза и миеломной болезни грозило им реже на 16–23%. На 10–15% оказался сниженным риск рака молочной железы, мочевого пузыря, прямой кишки, опухолей головы и шеи.

Средний спад показателя составил 7%, как правило, независимо от индекса массы тела или пристрастия участников исследований к табакокурению.

При этом интенсивные физические нагрузки коррелировали с ростом на 27% риска злокачественной меланомы. Такой результат специалисты связали в том числе с негативным воздействием солнца на кожу испытуемых, предпочитавших занятия на открытом воздухе. Кроме того, при повышенной частоте занятий на 5% возрастала вероятность рака простаты. Биологические причины данного явления неясны.

Приведенные результаты «подчеркивают важность активного досуга как инструмента профилактики онкологических заболеваний в США и за рубежом», — сообщила Мэрили Гаммон из Университета Северной Каролины. Однако, по ее словам, вопрос уровня физических нагрузок, а также возраста начала занятий спортом в контексте предупреждения рака остается открытым. Кроме того, исследователям по-прежнему неизвестен механизм влияния физической активности на формирование злокачественных новообразований.