Под поверхностью Плутона мог сохраниться древний океан — Naked Science

Под поверхностью Плутона мог сохраниться древний океан

Свидетельства геологической активности, которые обнаружил зонд New Horizons на Плутоне, немало удивили ученых. На давно остывшей карликовой планете ей, казалось бы, неоткуда взяться. Однако энергию перестройкам поверхности может давать скрытый под ней океан.

nh-pluto_crop_0

При царящих на Плутоне температурах этот резервуар вряд ли остается полностью жидким. Но этого и не требуется: расчеты, проведенные профессором Брауновского университета Ноа Хэммондом (Noah Hammond) и его коллегами, показали, что местная геологическая активность может вызываться его частичным подтаиванием и замерзанием в необычную форму льда. Об этом они пишут в статье, опубликованной журналом Geophysical Research Letters.

Авторы рассмотрели свойства поверхности Плутона, указав, что следы активности свидетельствуют о том, что последние глобальные изменения вызваны небольшим увеличением его объема. Затем ученые смоделировали эволюцию ледяных недр карликовой планеты в соответствующих условиях – пониженной температуре, повышенном давлении и т. п. Они обнаружили, что если океан промерз полностью, то ледяная оболочка Плутона должна иметь совокупную мощность более 260 км.

В таких условиях подповерхностный океан должен был замерзать в необычную – для обычных земных условий – форму льда II. Привычный нам лед Ih с гексагональной кристаллической решеткой должен переходить в тригональный лед II. Однако его плотность примерно на четверть выше, чем у Ih. Поэтому такой процесс должен вызывать не увеличение объема, а сжатие планеты, однако наблюдения свидетельствуют именно о расширении. «Поскольку свидетельств недавней компрессионной тектонической активности нет, мы полагаем, что лед II не образуется, а океан Плутона существует до настоящего дня», – заключают авторы работы.