Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
28.03.2017
Редакция Naked Science

Обнаружены звезды, образовавшиеся вне галактического диска

Если это исключение из правил окажется распространенным, наши представления о развитии Вселенной придется менять.

image_4735e-supermassive-black-hole-stars

Международная группа астрономов, использующая инструменты Европейской южной обсерватории (Чили), смогла наблюдать формирование новых звезд за пределами галактического диска. Изучая столкновение двух галактик, носящих общий идентификатор  LEDA 70861 и расположенных в 600 миллионах световых лет от нас, ученые обнаружили колоссальные исходящие потоки материи, начинающиеся в центрах обеих галактик, а затем обнаружили несомненные признаки, указывающие на рождение новых звезд в этих потоках.

По предварительным данным, мощность потоков может достигать 15 масс Солнца в год. Ученые в принципе допускали, что условия в них могут оказаться подходящими для звездообразования, но не ожидали получить прямые доказательства так быстро. «Наши результаты захватывают именно потому, что они однозначно указывают на то, что звезды рождаются внутри этих потоков»,  говорит руководитель научной группы, профессор Роберто Майолино (Кембридж, Великобритания).

Достигнутые успехи стали результатом использования двух приборов из арсенала Паранальской обсерватории (Чили). С помощью спектрографов MUSE и X-shooter ученые исследовали как непосредственно звезды в исходящих потоках, так и газ, который их окружает, а также испускаемый ими свет. Как известно, излучение от молодых, только что сформировавшихся звезд побуждает близлежащие газовые облака светиться особым образом. Высокая чувствительность X-shooter позволила команде исключить другие возможные причины такого свечения, вроде влияния галактического ядра. После этого были предприняты попытки прямого обнаружения звездных «младенцев» в исходящем из центра галактики потоке, оказавшиеся успешными.

Этим звездам, по всей видимости, не более нескольких десятков миллионов лет. Они теплее и ярче, чем звезды, рождающиеся в менее экстремальных условиях, вроде существующих в пределах галактического диска. В качестве дополнительного доказательства исследователи также замерили скорость движения этих звезд, разъезжающихся от центра галактики.

Проведенная работа дает нам новые сведения, способные улучшить наше понимание некоторых аспектов астрофизики, таких как получение галактиками их формы, обогащение межзвездного пространства тяжелыми элементами и даже возникновение ныне кажущихся необъяснимыми флуктуаций инфракрасного фонового излучения.

Полученные результаты были опубликованы в интернет-версии журнала Nature.