Новое исследование подтвердило, что распыление микрочастиц для глобального охлаждения безопасно — Naked Science

В рамках борьбы с глобальным потеплением сотрудники Гарварда предлагают довольно категоричные меры — распылить на высоте около 20 километров микрочастицы, которые будут частично отражать и рассеивать солнечный свет. Согласно их данным, идея безопасна для жителей Земли.

Подобная идея, известная как солнечная геоинженерия, уже имеет много противников: критики предупреждают, что искусственное отражение солнечного света для охлаждения планеты может привести к радикальным непреднамеренным последствиям. Команда ученых из Гарварда же настаивает на том, что такие опасения преувеличены.

В своей новой работе, которая опубликована в журнале Nature Climate Change, исследователи утверждают, что распыление химических веществ в атмосферу для «затемнения Солнца» никогда не подразумевалось как универсальное средство, нивелирующее последствия сжигания ископаемого топлива. Вместе с тем при осторожном использовании с целью вдвое сократить глобальное повышение температуры подобные меры вполне безопасны.

По их словам, климатические модели предполагают, что геоинженерия может дать достаточно ожидаемые положительные результаты. Идея геоинженерии существует уже более полувека, и с тех пор свыше 100 работ изучали возможности этой, казалось бы, радикальной меры охладить планету с помощью отражающих солнечный свет атмосферных частиц. Ученые Гарварда пошли дальше, запустив крупнейшее в мире исследование солнечной геоинженерии, которое, как ожидается, проведет свои первые полевые эксперименты уже в этом году, чтобы на деле увидеть, как эти химические вещества поведут себя в небе.

© Harvard John A. Paulson School of Engineering and Applied Sciences

В новой статье даны результаты моделирования — в частности, того, что произойдет, если выбросы CO2 в атмосферу будут удвоены, а солнечная геоинженерия будет использована для снижения роста температуры вдвое в результате накопления углерода. Согласно полученным данным, которые, как признают исследователи, могут считаться лишь упрощенным «идеализированным» сценарием, умеренная стратегия геоинженерии охладит планету, не усугубляя климатические стрессы для подавляющего большинства регионов, то есть не провоцируя экстремальные осадки или сильные ураганы. В целом, по словам специалистов, 85 процентов увеличения интенсивности ураганов будет компенсировано солнечной геоинженерией и менее чем 0,4 процента земли, не покрытой льдом, почувствует на себе обострение климатических нагрузок.

«Предыдущие работы предполагали, что солнечная геоинженерия неизбежно приведет к «победителям» и «проигравшим», а некоторые регионы возьмут на себя всю тяжесть последствий этих мер. Наша работа ставит под сомнение это предположение: мы видим значительное снижение климатического риска в целом без значительного увеличения риска для какого-либо конкретного региона», — утверждают авторы статьи.