27.07.2017
Редакция Naked Science

Наноспутники для полета к Альфе Центавра проходят первые испытания на орбите

Проект Breakthrough Starshot, обещающий создать целый флот крошечных аппаратов для межзвездных перелетов, начал эксперименты в космосе.

sprite0

Запуск наноспутников состоялся 23 июня на борту индийской ракеты, а точнее говоря, на борту пары более крупных спутников, которые она благополучно вывела на расчетную орбиту. Один Sprite размещен на латвийском аппарате Venta, второй – на итальянском Max Valier (оба изготовлены в образовательных целях немецкой компанией OHB System AG). Как только два наноспутника установят связь, Max Valier отпустит еще четыре из них в самостоятельный полет, рассказывается в сообщении Breakthrough Initiative.

Напомним, что в рамках Breakthrough Initiative реализуется дерзкий проект Breakthrough Starshot по отправке армады подобных наноспутников к звездной системе Альфы Центавра. Предполагается, что аппараты развернут солнечные паруса и будут подсвечивать их лазерами, постепенно ускоряясь и набрав скорость в 20 процентов от световой. Это позволит совершить межзвездный перелет примерно за 20 лет и впервые увидеть систему другой звезды, в том числе и потенциально обитаемую планету Proxima b.

Каждый Sprite весит всего 4 г и выглядит, как небольшая печатная плата (3,5 см в поперечнике) с антеннами. В этот крошечный размер разработчикам во главе с Заком Манчестером (Zac Manchester) удалось втиснуть и процессор, и блок питания, и солнечные батареи, а также магнитометр, гироскоп и систему радиосвязи с Землей.

Прототип наноспутника Sprite несет батарею, управляющие контуры, датчики и антенны связи, «вшитые» в единую плату / ©Breakthrough Project / Zac Manchester

В пресс-релизе Breakthrough Initiative сообщается, что к настоящему моменту получен сигнал только от одного из наноспутников, «сидящих» на борту более крупных аппаратов. Итальянский Max Valier до сих пор не выходит на связь, и находящиеся на нем в отдельном контейнере еще четыре «спрайта» не выпущены. Есть опасения, что на нем случились неполадки с антенной, так что аппарат не может установить контакт с Землей и получить команду на отделение наноспутников.

Впрочем, разработчики Sprite и это считают триумфом: по крайней мере, один наноспутник работает нормально, притом что это – самый миниатюрный аппарат, когда-либо работавший в космосе. В будущем Breakthrough Initiative планирует наладить массовое, «фабричное», производство таких зондов StarChip для изучения далеких планет, да и нашей Земли. Крошечные датчики позволят вести измерения магнитосферы и состояния атмосферы, а при стоимости около пары десятков долларов их можно отправлять в полет тысячами.