На Плутоне замечены движущиеся ледники замерзшего азота — Naked Science

На Плутоне замечены движущиеся ледники замерзшего азота

Азотные ледники темного Плутона остаются живыми и медленно перемещаются по поверхности, разглаживая следы геологической активности и ударные кратеры.

nh_01_stern_05_pluto_hazenew

Космический аппарат New Horizons стремительно меняет наши представления о Плутоне и его спутниках. Вместо полумертвого, темного и холодного мира нам открывается система, в которой продолжается активная жизнь. «Текучие льды, необычная химия поверхности, высокие крутые горы и густые туманы – Плутон демонстрирует по-настоящему интересную геологию», – добавляет глава научного отделения NASA Джон Грансфельд (John Grunsfeld).

Благодаря New Horizons ученые сумели рассмотреть первые качественные снимки необычной ледяной равнины в форме сердечка. Названная в честь первооткрывателя Плутона астронома Клайда Томбо Область Томбо оказалась «живой», ледник этот медленно движется, сглаживая поверхность под собой. В западной части его – на плато Спутник – обнаружены ясные следы слоистых перемещающихся ледников. Лед этот вовсе не водяной, состоит он из замерзшего азота с примесями углекислого газа и метана. Температура на Плутоне достигает -230 °С, и все эти привычные нам газы здесь присутствуют, в основном, в твердой форме.

Съемка Области Томбо была проведена New Horizons с расстояния всего 12,5 тыс. км и позволила найти на поверхности массу интересного. Например, оказалось, что туман медленно испаряющихся газов поднимается примерно на 160 км – хотя ранее были проведены расчеты, показавшие, что выше пары десятков километров их не стоило искать. В этих взвешенных над поверхностью карликовой планеты испарениях вещества, подвергаясь слабому, но все-таки действующему излучению Солнца, вступают в многообразные химические реакции. Их продукты – целый набор низкомолекулярных органических соединений – снова оседают на поверхность Плутона, придавая ей красноватый оттенок.