На Плутоне нашли Х-образный объект — Naked Science
11.01.2016

На Плутоне нашли Х-образный объект

С помощью космического аппарата New Horizons на Плутоне удалось обнаружить объект, который имел Х-образную форму. Ученые также рассказали о природе объекта.

Аппарат New Horizons передал на Землю самые детальные снимки «сердца» Плутона, которое еще называют областью Томбо. Речь идет о районе на поверхности карликовой планеты, которая получила свое название благодаря схожести с изображением сердца как символа любви. Ширина этой светлой области составляет 1590 км. Она не в первый раз привлекает внимание ученых.

Теперь в центре внимания ученых оказалась равнина Спутника, расположенная в левой части «сердца». Разрешение полученных снимков составило 77–85 м на пиксель. Так что они позволили максимально детально изучить некоторые особенности области Томбо. Одной из самых интересных стал Х-образный объект, расположенный в нижнем правом углу снимка. Странную его форму, по мнению ученых, может объяснить «конвекционная» теория. Согласно ей в азотном льду имели место процессы конвекции. Подобные азотные ячейки периодически возникают, а иногда сливаются друг с другом. При этом такие процессы могут занимать миллионы лет. Так что странный Х-образный объект вполне может быть результатом слияния нескольких конвекционных ячеек.

Х-образный объект / ©Jhuapl

Само изображение с объектом на Плутоне было передано на Землю 24 декабря – через 5 месяцев после того, как зонд New Horizons пролетел на расстоянии 12,5 тыс. км от карликовой планеты. Объем собранных данных настолько велик, что их передача будет завершена не раньше второй половины лета 2016 года. Так что, нужно полагать, нас ожидает еще множество интересных наблюдений с поверхности карлика.

Область Томбо имеет две горные гряды. Высота первой из них, названной горами Норгея, составляет 3,5 тыс. м. Высота второй – гор Хиллари – достигает 1,5 тыс. м. Отметим, что все эти наименования (как, впрочем, и название всей области) являются неофициальными.

Одним из самых запоминающихся результатов миссии New Horizons стало получение цветного изображения Плутона. На помощь ученым здесь пришел мультиспектральный прибор визуализации Visual Imaging Camera, установленный на борту аппарата. Изображение призвано помочь ученым ответить на вопросы, связанные со сложной геологической и климатологической историей карлика.

Среди последующих целей автоматической станции New Horizons упоминаются небольшие астероиды пояса Койпера. Из-за того, что количество топлива на борту ограничено, после пролета Плутона можно будет провести лишь незначительные коррекции траектории, и это ограничивает список возможных кандидатов. Отметим, что окончание миссии запланировано на 2026 год.