На планетах рядом со звездой TRAPPIST-1 все же может существовать жизнь

На планетах рядом со звездой TRAPPIST-1 все же может существовать жизнь

Исследователи пришли к выводу, что на двух экзопланетах, расположенных рядом со звездой TRAPPIST-1, все же возможно существование жизни.

bez_nazvaniya

TRAPPIST-1 является одиночной звездой в созвездии Водолея, расположенной на удалении 39,5 св. лет от нас. По астрономическим меркам, это очень немного, и это одна из причин, по которым светило привлекло особое внимание. Впрочем, не единственная. Дело в том, что в позапрошлом году ученые нашли рядом с TRAPPIST-1 три экзопланеты. А в 2017-м астрономы выявили еще четыре. При этом три планеты системы находятся в зоне обитаемости, что дало надежду на обнаружение там жизни.

Здесь, впрочем, нужно внести ясность. Представление о жизни базируется на земных наблюдениях, а наше Светило, как известно, является желтым карликом. По своим характеристикам оно очень далеко от TRAPPIST-1, которую классифицируют как красный карлик. Это маленькая и относительно холодная звезда. Такие объекты имеют очень небольшую массу (по звездным меркам) и испускают мало света. Стоит также отметить, что TRAPPIST-1 отличает высокая, в сравнении с нашим светилом, активность, которая может препятствовать зарождению и поддержанию жизни.

Сравнение Солнечной системы и системы TRAPPIST-1 / ©NASA

В целом, о возможности существования жизни на планетах рядом с TRAPPIST-1 ученые спорят очень активно. Пролить свет на некоторые тайны позволило новое исследование, опубликованное в Proceedings of the National Academy of the Sciences. Исследователи смоделировали звездный ветер —истечение вещества из звезды в межзвездное пространство. Были также проанализированы процессы, которые могут иметь место в атмосферах трех потенциально жизнепригодных планет.

Ученые пришли к выводу, что планеты TRAPPIST-1 g и TRAPPIST-1 h могут в течение более чем миллиарда лет сохранять атмосферы, пригодные для поддержания жизни. Сами специалисты, впрочем, советуют с осторожностью интерпретировать полученные выводы, так как доказательств того, что планеты действительно обитаемы, на сегодня нет.

Влияние звездного ветра на планеты, расположенные рядом с TRAPPIST-1. Черными линиями обозначены орбиты планет / ©pnas

Ранее, напомним, другая группа экспертов явила миру модель формирования системы TRAPPIST-1. Ее появление ученые связали с «линией льда»: условной границей, преодолев которую, ледяные частицы вокруг светила начинают таять. При этом описанную модель исследователи надеются применить и для описания процессов, происходящих в других компактных системах. Подтвердить или опровергнуть полученные выводы можно будет уже очень скоро.