На Марсе нашли элемент, необходимый для появления жизни — Naked Science

На Марсе нашли элемент, необходимый для появления жизни

Инструменты марсохода Curiosity обнаружили на Красной планете производные бора. Возможно, условия древнего Марса могли быть пригодны для формирования живых систем.

mars-curiosity-rover-msl-horizon-sky-self-portrait-pia19808-full_8e66c5cc2e13e42e8e79f23316502c73

Группа американских и европейских ученых объявила: благодаря наблюдениям марсохода Curiosity на Красной планете обнаружили бор. Производные этого элемента, бораты, необходимы для появления РНК.

По словам авторов, открытие повышает шансы когда-нибудь обнаружить останки марсианской жизни.

Вещество нашли при исследовании ударного кратера Гейла. Его изучение было изначальной целью работы Curiosity. Основой исследования стали данные инструмента ChemCam, в который входят лазерно-искровой эмиссионный спектрометр и камера Remote Micro Imager.

Производные бора на Марсе находятся в прожилках сульфата кальция, расположенных у поверхности планеты. Ученые считают, что бораты могли присутствовать в марсианских подземных водах, оставивших эти прожилки. Вероятно, производные бора входили в состав эвапоритов — минерализованных осадков, которые обычно остаются после испарения солоноватых озер. Эти осадки постепенно растворялись, и бораты могли попадать в воды, текущие под поверхностью Марса. Исследователи считают, что эти воды были слабощелочными, а их температура могла составлять от 0 до 60 °C.

Бораты стабилизируют моносахарид рибозу — один из основных элементов, из которых состоит РНК. Как и ДНК, РНК способна сохранять генетическую информацию. Так как РНК может выполнять несколько разных функций, возникла гипотеза «мира РНК». Согласно ей, на одном из первых этапов появления жизни РНК одновременно и передавала наследственную информацию, и влияла на протекание химических реакций. Новое открытие показывает, что на древнем Марсе могли существовать условия, пригодные для появления РНК-жизни.

Ученым уже было известно, что бораты присутствуют в марсианских породах. В 2013 году соединения бора обнаружили в составе марсианского метеорита, найденного в Антарктиде. Новое исследование впервые позволило подтвердить, что производные бора есть и в современных породах Красной планеты.

Исследование опубликовано в журнале Geophysical Research Letters.