На дне Баренцева моря найдены сотни древних кратеров — Naked Science
02.06.2017, 06:11

На дне Баренцева моря найдены сотни древних кратеров

Норвежские ученые обследовали дно Баренцева моря, обнаружив множество больших и малых кратеров. Появились они в конце последнего ледникового периода, когда лед таял, а в арктических морях шло взрывное высвобождение скопившегося метана.

b37tbwoju6puua3kkspy

Основным источником метана на Земле являются метаногенные бактерии, хотя некоторое его количество образуется при распаде органики при высокой температуре глубоко под поверхностью планеты. На дне арктических морей этот газ накапливается тысячами и тысячами лет, «запираясь» в составе газогидратов, сложной и сложно себя ведущей смеси воды, льда и газовой фазы.

Под большим давлением и при низкой температуре газогидраты остаются стабильны. Так они и сохранялись под слоем ледника, который покрывал Баренцево море в далеком прошлом, достигая толщины более 2,5 км. Газогидраты собирались подо льдом, но газы из него вырваться не могли. Когда лед начал таять, газогидраты стали скапливаться в освобождавшихся участках, оставаясь под высоким давлением. Но затем все произошло, как в скороварке: ледяная «крышка» подтаяла, ослабела, и начались взрывные процессы.

Эти взрывы, по мнению ученых, и оставили на морском дне сотни кратеров диаметром от 300 до 1000 м и еще больше мелких возрастом около 12 тыс. лет. О находке Карин Андреассен (Karin Andreassen) и ее коллеги рассказывают в статье, опубликованной журналом Science. По их данным, метан продолжает просачиваться из кратеров и сегодня.

Выбросы метана регистрируются над многими кратерами – таких авторы насчитали больше 600, – хотя уже и не слишком интенсивные. Метан – мощный парниковый газ, и ученые опасаются, что нынешнее глобальное потепление усилит высвобождение этого газа в северных морях и тундре. Впрочем, это уже происходит, и новый метан из таящей Арктики дополнительно разогревает планету.