Моторную кору уличили в обработке смысла слов
15.02.2017

Моторную кору уличили в обработке смысла слов

Международная группа ученых показала, что в смысловой обработке слов, помимо языковых «модулей», участвуют моторные зоны мозга. Результаты работы опубликованы в журнале Neuropsychologia.

9db3a936903779

Одной из ключевых задач нейролингвистики является локализация участков мозга, связанных с обработкой языковой информации. Традиционная модель предполагает, что в мозге есть единый «центр» такой обработки: он включает в себя нижнюю лобную и верхнюю височную области левого полушария. Предполагается, что эти зоны отвечают за оценку и грамматического, и семантического аспектов речи.

По другой гипотезе, в семантической обработке языка участвуют не только универсальные, но и специфические «модули» мозга. Так, для полного понимания глагола «бросать», согласно этой точке зрения, должны быть задействованы также двигательные зоны. Чтобы проверить это, ученые из Высшей школы экономики (Россия) и других вузов провели эксперимент с 28 русскоговорящими людьми.

В ходе работы участники выполняли два задания. Целью первого было определить, обладает ли смыслом показанное слово. На этом этапе испытуемым в течение 500 миллисекунд демонстрировали на мониторе разные глаголы, часть которых была выдумана, но имитировала орфографию и фонотактику русского языка (например, «белдешь»). Затем добровольцы должны были нажать соответствующую кнопку.

Дизайн эксперимента и нормальная скорость реакции при выполнении заданий / ©Nikola Vukovic et al., Neuropsychologia, 2017

Второе задание повторяло порядок первого, однако на этот раз участникам демонстрировали абстрактные («простишь») и инструментальные глаголы («пишешь»). Целью этого этапа было как можно быстрее определить, к какой категории относится слово. Параллельно ученые воздействовали на мозг испытуемых с помощью транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС).

Посредством ТМС авторы в произвольном порядке (в частности, в момент оценки «конкретности» глагола) подавляли первичную двигательную кору обоих полушарий мозга. Результаты показали, что такое воздействие в среднем замедляло реакцию добровольцев. Так, при подавлении левой двигательной коры скорость обработки абстрактных глаголов снизилась почти вдвое.

По мнению исследователей, полученные данные указывают на то, что в семантической обработке языка участвуют не только универсальные «модули» мозга, но и другие области, связанные в том числе с сенсорными системами. Однако выводы работы нуждаются в дополнительной проверке из-за небольшого объема выборки и низкой репрезентативности (10 мужчин, 18 женщин).