10.04.2015
Редакция Naked Science

Моллюски болеют заразным раком крови

Распространение злокачественных заболеваний у песчаных моллюсков Mya arenaria, обитающих у берегов Северной Америки, было замечено еще в 1970-х. Кровь их при этом делается густой и непрозрачной, как молоко: в ней опухолевые клетки быстро распространяются по всему организму.

3-iowastateres

Более того, эта лейкемия оказалась заразной: при попадании крови в других моллюсков у них, как правило, тоже развивался смертельный рак. Это привело к появлению гипотезы о том, что источником болезни является онкогенный вирус или бактерия, как это иногда случается даже с людьми. Однако недавно ученые выдвинули другую версию: рак этот передается с самими раковыми клетками.

«Заразный рак» моллюсков Mya arenaria — явление редкое, но не уникальное. Нечто аналогичное давно известно и активно изучается у сумчатых тасманийских дьяволов. Более 11 тыс. лет сохраняется (и прекрасно себя чувствует) трансмиссивная венерическая саркома у собак. По сути, такая болезнь представляет собой «бессмертную» линию переродившихся клеток, потерявших большинство иммуногенных белков и передающихся в популяции.

Рак моллюсков – третий известный пример этого страшноватого явления, однако, возможно, не последний. «Возможно, он более распространен среди беспозвоночных, особенно морских», – считают авторы работы, показавшей природу «заразного рака». Их исследование указало и на конкретного виновника: «прыгающий» ген Steamer, который в здоровых клетках может присутствовать в 2-10 копиях, а в геноме раковых встречается 150-300 раз.

Скорее всего, изначально это событие было вызвано действием вируса, и в какой-то из клеток оно случайно привело к нарушению работы определенного набора генов и к перерождению клетки в опухолевую, причем такую, которая оказалась способна передаваться между особями своего вида и не уничтожаться их иммунной системой. Дальнейшее оказалось делом техники: моллюски живут в тесных колониях и питаются, фильтруя морскую воду. Клетки лейкемии, выделяемые умирающими соседями, легко подхватываются ими – и так передаются от раковины к раковине, из поколения в поколение… И вряд ли исчезнут, пока существует вид или пока не вмешаются люди.