27.10.2014
Редакция Naked Science

Метод проб и ошибок при запоминании улучшает память независимо от возраста

Метод проб и ошибок при запоминании улучшает память, выяснили канадские ученые. Чтобы лучше что-то запомнить, не стоит бояться предугадывать ответ на интересующий вас вопрос – если вы ошибетесь, но будете близки к правильному ответу, это только поможет вам его запомнить, причем вне зависимости от возраста.

2014-09-12-SnakePit2

Ранее считалось, что пожилые люди должны избегать ошибок при запоминании, в то время как памяти молодых людей это только помогает. Новое исследование опровергает это утверждение, и на примере 129 испытуемых демонстрирует эффективность метода проб и ошибок для всех возрастов.

В эксперименте, проведенном учеными из Университета Торонто, участвовали две группы добровольцев – 65 испытуемых со средним возрастом 22 года, и 64 участника со средним возрастом в 72 года.

В ходе исследования каждый из членов эксперимента должен был отгадать и запомнить определенные слова. Изначально давалась подсказка двух типов: либо ученые называли класс объектов, к которым относится слово (например, «цветок», а задуманным словом, которое участники должны были отгадать, было «роза»), либо часть букв в искомом слове (в случае «розы», например, «ро..»).

Чтобы выяснить эффективность запоминания методом проб и ошибок, ученые разделили участников на другие две группы – одним правильный ответ говорили сразу, а других попросили угадать нужное слово.

Через некоторое время исследователи провели повторный тест, где проверили, как испытуемые запомнили слова в зависимости от типов подсказок, а также того, предугадывали ли они ответ.

Выяснилось, что участники из обеих возрастных групп, которые ошиблись, но были близки к правильному ответу, лучше всех остальных запомнили связку слово-класс.

Обратный результат был замечен в отношении связки слово-буквы.

По мнению ученых, это происходит из-за особенностей функционирования человеческого мозга – в частности, механизма запоминания, который связывает новый опыт со старым концептуально, а не лексически. Другими словами, мозг запоминает новое на основе категорий и классификаций, а не на основе похожести написания слов.

К примеру, легче запомнить слово «роза», если ошибиться и сказать «тюльпан» (ведь оба объекта принадлежат к цветам), чем запомнить то же самое слово, но ответить на основе «ро..» «рога» (ведь «роза» и «рога» никак друг с другом не связаны).

Статья ученых была опубликована в журнале Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition.

Ученые кафедры высокомолекулярных соединений и коллоидной химии Университета Лобачевского изобрели способ доставки инсулина в хитозановых капсулах. Эксперименты на животных с моделированным сахарным диабетом показали: препарат действует на 20 процентов дольше инсулиновых инъекций.

Небольшой норвежский город Тронхейм со своей древней историей и причудливым красочным морским портом не выглядит слишком футуристическим. Но бывшая столица викингов отметилась новаторской транспортной инициативой: в следующем году там запустят беспилотный электрический паром с нулевым уровнем выбросов.