04.03.2017
Редакция Naked Science
1 043

Линия клеток Wi-38 спасла 10 миллионов жизней за полвека

Американские ученые пришли к выводу, что противовирусные вакцины, разработанные с помощью клеточной линии Wi-38, предотвратили около 200 миллионов случаев кори, полиомиелита, бешенства и других заболеваний в США с 1963 года. Результаты исследования представлены в журнале AIMS Public Health.

©Wikipedia / Автор: Татьяна Соловьёва

Wi-38 — клеточная линия фибробластов человека, которая была изолирована анатомами Леонардом Хейфликом (Leonard Hayflick) и Полом Мурхедом (Paul Moorhead) из легочной ткани абортированного плода женского пола в 1962 году. Из-за высокой доступности и принадлежности к здоровым тканям Wi-38 сыграла ключевую роль в развитии теории молекулярной биологии и безопасной разработке многих современных вакцин. Так, с помощью этой линии клеток были созданы общие препараты против кори, краснухи, ветрянки и других вирусных заболеваний.

В 1970 году в Великобритании была изолирована аналогичная клеточная линия от плода мужского пола — MRC-5, которая также использовалась при разработке общих вакцин против, в том числе, кори. Однако несмотря на то, после выпуска вакцин смертность от этого заболевания снизилась на 73 процентных пункта с 2000 по 2013 годы, корь остается одной из основных причин смерти среди детей раннего возраста. Последняя вспышка инфекции была зафиксирована в 2014–2015 годах на Филиппинах, в США и других странах и связывается с активизацией движения противников вакцинации.

В новой работе геронтолог из Иллинойсского университета в Чикаго Стюарт Ольшански (Stuart Olshansky) в коллаборации с Леонардом Хейфликом изучили статистику смертности от восьми заболеваний, вакцины против которых были разработаны с помощью Wi-38: полиомиелита, кори, паротита, краснухи, ветряной оспы, гепатита А, бешенства и аденовирусной инфекции. Чтобы оценить количество жизней, спасенных благодаря этой линии клеток, авторы умножили число случаев заболевания и смертей до производства вакцин на количество лет между их выпуском и 2015 годом. При анализе не учитывались опоясывающий лишай (из-за трудностей при оценке его распространенности и эффективности препаратов) и статистика вакцин, созданных с помощью MRC-5.

Результаты показали, что за указанный период только в США вакцинация предотвратила заражение 198 миллионов человек, или 450 тысяч смертей. Например, в случае краснухи, вакцина против которой была разработана в 1969 году, Wi-38 помогла избежать смерти 633 тысячам американцев. По приблизительным подсчетам, в мире показатель общей заболеваемости за это время снизился на 4,5 миллиарда случаев (2,7 миллиарда в Азии, 720 миллионов в Африке, 387 миллионов в Латинской Америке и Карибском бассейне), порядка 10,3 миллиона (6,2 миллиона в Азии, 1,6 миллиона в Африке, один миллион в Европе) потенциально инфицированных остались живы.

По мнению ученых, несмотря на относительную точность, полученные данные свидетельствуют о необходимости вакцинации в современном мире. Движение против вакцин, в свою очередь, угрожает популяционному иммунитету, в особенности детям, проживающим в развивающихся странах.