01.07.2016
Редакция Naked Science

Космический зонд Juno проник в магнитное поле Юпитера

Через три дня аппарат Juno («Юнона») окончательно прибудет к цели и ляжет на орбиту Юпитера. Запущенный в 2011 году, на днях он вошел в пределы глобального магнитного поля планеты.

pia20704

«Мы только что пересекли границу и вошли во владения Юпитера, – сказал Скотт Болтон (Scott Bolton), возглавляющий миссию Juno. – Мы быстро приближаемся к самой планете и уже получаем ценные научные данные». В самом деле, бортовые инструменты Juno регистрируют резкие изменения в составе и характеристиках частиц в окружающем пространстве: он перешел из межпланетной области, где доминирует солнечный ветер, в область, где ключевым является магнитосфера громадной планеты.

Судя по полученным с Juno данным, 24 июня он пересек линию «головной ударной волны» – область высокой турбулентности, где солнечный ветер врезается в магнитосферу и замедляется, и где скапливается множество заряженных частиц. Толщина головной ударной волны вокруг Земли составляет всего 17 км, у Юпитера она намного больше, и лишь 25 июня Juno оказался в спокойных областях внутри его магнитосферы.

©NASA/JPL-Caltech/SwRI/Univ. of Iowa

Еще несколько дней назад, в межпланетном пространстве, аппарат встречал порядка 1 частицы на кубический сантиметр. В головной ударной волне это число подскочило в несколько сотен раз, и хотя сейчас Juno проходит сквозь более разреженные области, по мере приближения к планете плотность среды снова будет возрастать. Их состав, энергии и траектории способны многое сказать о недрах Юпитера, которые и служат источником его глобального магнитного поля.

«Если б магнитосфера Юпитера светилась в видимом диапазоне, с Земли она бы выглядела вдвое больше Луны», – описывает Уильям Курт (William Kurth), один из исследователей, работающих с Juno. И это лишь по меньшему, поперечному измерению: по невидимому нам направлению от Солнца она раздута хвостом, который протянулся на расстояние в несколько раз большее, чем дистанция между Солнцем и Землей.

И не только в неолите, но и на протяжении всей мировой истории. Междисциплинарная группа исследователей из США и России выявила факторы, которые оказали на эволюцию военных технологий наибольшее влияние.