Китайцы разгадали загадку шаровой молнии

Китайцы разгадали загадку шаровой молнии

Использование спектрографа для определения состава светящейся сферы позволило полностью объяснить это удивительное природное явление.

6001662676_cf02f06a5b_b

Легенды о шаровых молниях уходят в глубь веков, но сам этот феномен до сих пор плохо изучен, ? ведь светящиеся шары непредсказуемы; внезапно материализовавшись в воздухе они через несколько секунд бесследно исчезают.

Случайные наблюдения во время гроз не позволяли сделать каких-либо однозначных выводов. Теории, пытающиеся объяснить загадочное природное явление, множились как грибы: от заряженных метеоритов до галлюцинаций, спровоцированных повышением магнетизма.

Два года назад Цзяньйонг Чен и его коллеги из Северо-западного университета в Ланьчжоу проводили наблюдения в провинции Цинхай во время грозы, используя видеокамеры и спектрографы.

Совершенно случайно им удалось стать свидетелями фантастического явления: молния ударила рядом с ними в землю, ? тут же образовался громадный светящийся шар, имеющий пять метров в диаметре, и пролетев 15 метров, через 1,6 секунд бесследно исчез.

Спектрограф ученых успел зафиксировать химический состав основных элементов шаровой молнии: кремний, железо и кальций, явно заимствованные из почвы. Таким образом, наблюдения китайцев подтвердили теорию 2000 года химика Джона Абрахамсона из новозеландского университета Кентербери.

Абрахамсон предположил, что когда молния ударяет в землю, внезапное и сильное повышение температуры быстро испаряет оксид кремния в почве, а ударная волна выбрасывает образовавшийся газ в воздух.

Органические вещества в почве, например, палая листва или корни растений быстро сгорают, отнимая кислород у окиси кремния, так что в итоге остается раскаленный кремниевый газ. Тот, в свою очередь, начинает интенсивно окисляться в воздухе, приводя к образованию раскаленного шара, который сгорает в течение считанных секунд.

Израильским ученым из тель-авивского университета уже удалось в 2006 году получить шаровую молнию в лабораторных условиях, ударив мощным электрическим разрядом по пластинкам оксида кремния.

Однако документальных подтверждений теории Абрахамсона об образовании шаровой молнии в природе до сих пор не было. Благодаря открытию китайских ученых впервые удалось с помощью спектрографа определить состав удивительной светящейся сферы в естественных условиях. Загадку шаровой молнии можно считать раскрытой.

Мистическая шаровая молния