Кризис предскажут по мозгу инвесторов

Кризис предскажут по мозгу инвесторов

Американские ученые провели эксперимент, в котором показали: финансовый кризис можно предсказать, сканируя мозг игроков рынка.

birza_2_nyse

Как показал эксперимент, в любой ситуации финансовой игры между инвесторами возникают (и лопаются) спекулятивные пузыри – ажиотажная спекуляция товарами или ценными бумагами по завышенным ценам. Спрос на бумаги или товары растет до тех пор, пока стоимость их не начнет падать, а финансовые акулы не понесут большие убытки. Но самое главное, что выяснили ученые, – это то, что по активизации того или иного участка мозга у здравомыслящих трейдеров можно угадать, когда именно лопнет подобный финансовый пузырь и начнется кризис.

Для проведения эксперимента пришлось поиграть на виртуальной бирже. Для этого заведующий лаборатории нейровизуализационных исследований человека при Виргинском технологическом институте Рид Монтегю (Read Montague) пригласил 320 добровольцев. Эксперимент состоял из 16 сеансов, в каждом из которых принимали участие от 11 до 23 человек. И постоянно прямо во время игры мозг участников сканировался методом магнитно-резонансной томографии.

Исследователи даже не думали, что спекулятивный пузырь начнет надуваться в ходе каждой из игр. Но все происходило именно так – неожиданно начинал расти спрос на какие-то виртуальные активы, после чего участники бросались их скупать, вследствие последнего стоимость их поднималась все выше, а затем… рушилась.

Впрочем, еще больше ученых изумил другой обнаруженный ими факт. В подобных биржевых спекуляциях выделяют три типа финансовых игроков. Первые – авантюристы бешено скупают «перегретые» активы в надежде продать их по еще более завышенной стоимости; третьи – осторожные и благоразумные трейдеры, они надувают спекулятивный пузырь очень плавно, понемногу; второй тип – промежуточный. Исследователи выяснили, что после того, как пузырь лопается, – максимальная прибыль остается у самых осторожных инвесторов, а минимальная – у первых, самых неистовых.

Проанализировав данные МРТ, ученые обнаружили, что во время экспериментальной игры на бирже у авантюристов и осторожных инвесторов были активизированы различные участки мозга. У первых игроков работало прилежащее ядро – группа нейронов в вентральной части стриатума (эта часть мозга является важной частью мезолимбического пути, которая участвует в механизмах удовольствия, смеха, зависимости, агрессии).

У вторых же – предусмотрительных игроков, которые в конечном итоге имеют самые большие доходы, – работала, прежде всего, передняя часть островковой доли (участок коры больших полушарий, активизирующийся в момент неприятных физических и эмоциональных состояний).

Как раз перед тем, как финансовый пузырь должен был лопнуть – в момент его наибольшего увеличения – островковая доля у благоразумных трейдеров начинала работать с наибольшей интенсивностью. Поэтому эта группа начинала в срочном порядке продавать «перегретые» активы, подобно тем везунчикам, кому посчастливилось избавиться от своих акций МММ перед самым крахом этой финансовой пирамиды в июне 1994 года.

Американские исследователи сделали вывод: активизация островковой доли у большой группы инвесторов может стать самым настоящим сигналом о близком финансовом крахе.

Один анализ колебаний курса ценных бумаг не позволяет спрогнозировать финансовые кризисы. Нейропсихология может дать новый мощный инструмент для такого рода прогнозов.

– Коллега Монтегю, экономист Колин Камерер (Colin Camerer)

Вчера, в районе 22 часов по московскому времени, над Арменией взорвался очень яркий болид.