21.11.2016, 07:25
Naked Science

Грецкие орехи назвали «брутальным» антидепрессантом

Американские ученые пришли к выводу, что грецкие орехи могут повышать настроение у мужчин. Результаты работы опубликованы в журнале Nutrients.

Известно, что грецкие орехи являются источником нейропротекторов, например прекурсора докозагексаеновой кислоты, которая регулирует работу клеточных мембран и уровень некоторых нейромедиаторов (серотонин, дофамин). Предыдущие исследования также показали, что, помимо профилактики функциональных заболеваний (ожирения, рака), орехи могут снижать риск депрессии. Однако их влияние на психические функции здоровых людей изучено недостаточно. Чаще такие эксперименты проводились на животных или при патологиях.

Ученые из Университета Нью-Мексико провели первое исследование, в котором эффекты грецких орехов изучались на здоровых людях и вместе с тем — в контексте гендерных различий. Участие в нем приняли 64 студента разного пола. Добровольцы из первой группы в течение восьми недель ежедневно ели три ломтика бананового хлеба с грецким орехом и в течение восьми следующих недель — без грецкого ореха. Второй группе хлеб с добавкой предъявлялся в обратном порядке. О наличии или отсутствии орехов в хлебе испытуемым сообщали авторы.

Через каждые восемь недель участники обеих групп заполняли профиль настроения (POMS), который включал в себя 65 прилагательных. Задачей студентов было оценить чувства, которые вызывают стимульные слова, по пятибалльной шкале. Настроение студентов оценивалось по шести аспектам: тревожности, депрессивности, агрессии, замешательству, инертности и проактивности. Затем баллы первых пяти суммировались и из них вычитались баллы «проактивности», в результате ученые получали общий балл расстройства настроения (TMD).

Анализ рациона участников показал, что во время эксперимента юноши самостоятельно сократили прием молочных, макаронных, хлебобулочных изделий и круп и в то же время больше потребляли сою и рисовое молоко. Девушки снизили объем потребления молока, сыра, круп и сухофруктов. Средний прирост веса в период потребления хлеба с грецким орехом составил 1,3 килограмма (при приеме плацебо — 0,9 килограмма). В последующие восемь недель показатель составил 0,4 килограмма для экспериментальной и 0,5 килограмма — контрольной группы.

POMS не выявил значимых различий настроения внутри групп. В то же время потребление хлеба с грецким орехом значительно улучшило настроение у мужчин: снижение TMD составило около 27,5 процентных пункта. Существенного улучшения настроения у женщин при этом не наблюдалось. Причины гендерной специфики эффекта неизвестны. По мнению ученых, ясно лишь, что включение в рацион грецких орехов положительно влияет на состояние здоровья. «Рекомендуемая ежедневная доза — горсть», — сообщил соавтор работы Питер Прибис (Peter Pribis).