Генетически модифицированные обезьяны-аутисты передают свою болезнь по наследству

Несмотря на десятилетия исследований, аутизм остается большой загадкой для ученых. Понятно, что связи с вакцинацией тут никакой нет, но как и отчего он развивается, остается во многом неясным. И одной из причин тому является отсутствие хороших модельных организмов, лабораторных линий приматов, которые облегчили бы работу исследователей. Лишь теперь команде китайских ученых удалось создать таких обезьян.

26 янв Сергей Васильев Комментариев: 0

Трансгенные макаки-крабоеды получили дополнительный ген MECP2, моделируя редкий нейродегенеративный синдром Ретта, который в «натуральном виде» связан с дупликацией длинного плеча Х-хромосомы, где этот ген находится. Синдром этот, в частности, проявляется расстройствами аутического спектра, что может быть связано именно с удвоением MECP2, который принимает участие в формировании и поддержании контактов между нейронами головного мозга.

С помощью вирусного вектора ген внедрялся в яйцеклетки обезьян, после чего те развивались в организме суррогатных матерей. Генетический анализ появившихся на свет детенышей подтвердил, что те несут дополнительный человеческий MECP2. Внешне такие ГМ-макаки отличались пониженной социальностью и повышенной тревожностью, хотя их общие когнитивные способности, как показали эксперименты, при этом не пострадали.

Более того, один из макак-самцов передал эти «особенности характера» по наследству всем своим потомкам. Они также практически не общались друг с другом и демонстрировали склонность к стереотипному поведению, как это бывает и с людьми, страдающими расстройствами аутического спектра.

Подпишись на нашу рассылку лучших статей за неделю.