28.12.2015
Редакция Naked Science

Флуоресцентный краситель позволяет заглянуть глубоко внутрь живого организма

Светящиеся красители активно используются и учеными, и медиками, помогая им увидеть состояние внутренних органов и тканей организма. Но и они не идеальны: каждый краситель «срабатывает» на своей определенной длине волны, и далеко не всякий из них хорошо проникает сквозь ткани тела. Новый препарат использует ближнее ИК-излучение и открывает уголки, прежде недоступные для наблюдений.

7-scientistslo

В то время как на приеме у офтальмолога легко получить инъекцию флуоресцентного красителя, который позволит доктору оценить состояние сосудов сетчатки, ученые всего мира трудятся над новыми средствами, которые используют более длинноволновое излучение в ближней инфракрасной части спектра. Невидимое для глаза, оно легче проходит сквозь ткани организма и благодаря специальным камерам позволяет лучше рассмотреть его глубины.

Многие подходы, которые применяются в этом поиске, небезопасны: некоторые исследователи используют углеродные нанотрубки или квантовые точки, которые, видимо, способны накапливаться в организме и вызывать различные повреждения. Однако недавно ученые из Стэнфордского университета сообщили о создании красителей, во-первых, безопасных, во-вторых, действующих в одном из подходящих диапазонов ближнего ИК-излучения (NIR-II).

По словам разработчиков из команды Хонгджи Даи (Hongjie Dai), препарат полностью выводится с мочой в течение 24 часов, что позволяет рассматривать его в качестве перспективного средства для создания новых методов медицинской диагностики. «Сложнее всего создать краситель, который работал бы в ближнем ИК и хорошо растворялся бы в воде, – говорит профессор Даи. – Мы бились над этим три года».

Зато вскоре, считают ученые, их средство поможет врачам находить и исследовать опухоли прямо в организме пациента. Изображения, которые удалось получить авторам во время испытаний своего препарата на лабораторных мышах, отличаются особой четкостью и детализацией.