Европейцы эпохи неолита оказались любителями мышатины — Naked Science

Европейцы эпохи неолита оказались любителями мышатины

Международная группа ученых пришла к выводу, что жители Европы употребляли в пищу полевок в эпоху неолита. Результаты исследования представлены журнале Royal Society Open Science.

В ходе работы ученые изучили порядка 60 тысяч останков грызунов, обнаруженных на территории поселения Скара-Брей в Шотландии. Поселение состоит из восьми каменных домов, которые были населены примерно с 3100 по 2500 год до нашей эры. Образцы — обыкновенной полевки (Microtus arvalis) и европейской мыши (Apodemus sylvaticus) — были найдены в четырех траншеях в разных частях поселения на разных культурных слоях.

Анализ показал, что частота встречаемости костей A. sylvaticus идентична для разных времени и территории. Вместе с тем останки M. arvalis были распределены неравномерно: в одной из траншей их количество было выше. По мнению исследователей, это указывает на искусственное размещение образцов, не исключается, что животные были целенаправленно собраны местными жителями и принесены в поселение.

На некоторых останках (около 300) обыкновенной полевки ученые обнаружили следы огня, свидетельствующие о том, что грызунов жарили целиком. На костях европейской мыши таких признаков найдено не было. Предполагается, что выбор M. arvalis мог быть связан с более крупным размером или вкусовыми особенностями этих животных. Низкое количество образцов может говорить о том, что мыши не являлись для людей важным источником пищи.

Также авторы установили, что рацион жителей Скара-Брей включал в себя мясо крупного и малого рогатого скота, плодоовощную продукцию, ракообразных и моллюсков. Кости грызунов были обнаружены в пределах мест для хранения соответствующих отходов. Аналогичные признаки приготовления грызунов ранее были найдены в Южной Африке и Патагонии: жители этих регионов также обжаривали мясо грызунов между углями.

Компания Loon сворачивает проект по раздаче интернета жителям сельской местности и удаленных регионов. Одна из причин — его высокая стоимость.

Говоря об атмосферном электричестве люди, как правило, подразумевают привычные грозовые либо полумифические шаровые молнии. Однако на большой высоте, над облаками, изредка наблюдаются иные разряды не до конца ясной природы. Специальное оборудование на МКС зафиксировало одно из таких явлений и приблизило ученых к пониманию так называемых ионосферных молний.