Европейцы эпохи неолита оказались любителями мышатины

Европейцы эпохи неолита оказались любителями мышатины

Международная группа ученых пришла к выводу, что жители Европы употребляли в пищу полевок в эпоху неолита. Результаты исследования представлены журнале Royal Society Open Science.

В ходе работы ученые изучили порядка 60 тысяч останков грызунов, обнаруженных на территории поселения Скара-Брей в Шотландии. Поселение состоит из восьми каменных домов, которые были населены примерно с 3100 по 2500 год до нашей эры. Образцы — обыкновенной полевки (Microtus arvalis) и европейской мыши (Apodemus sylvaticus) — были найдены в четырех траншеях в разных частях поселения на разных культурных слоях.

Анализ показал, что частота встречаемости костей A. sylvaticus идентична для разных времени и территории. Вместе с тем останки M. arvalis были распределены неравномерно: в одной из траншей их количество было выше. По мнению исследователей, это указывает на искусственное размещение образцов, не исключается, что животные были целенаправленно собраны местными жителями и принесены в поселение.

На некоторых останках (около 300) обыкновенной полевки ученые обнаружили следы огня, свидетельствующие о том, что грызунов жарили целиком. На костях европейской мыши таких признаков найдено не было. Предполагается, что выбор M. arvalis мог быть связан с более крупным размером или вкусовыми особенностями этих животных. Низкое количество образцов может говорить о том, что мыши не являлись для людей важным источником пищи.

Также авторы установили, что рацион жителей Скара-Брей включал в себя мясо крупного и малого рогатого скота, плодоовощную продукцию, ракообразных и моллюсков. Кости грызунов были обнаружены в пределах мест для хранения соответствующих отходов. Аналогичные признаки приготовления грызунов ранее были найдены в Южной Африке и Патагонии: жители этих регионов также обжаривали мясо грызунов между углями.